Длительное время изучение особенностей культуры рассматривалось в отрыве от человека как носителя этой культуры; рассматривалось в отстранении от культуры, которую человек выражает и развитию которой способствует. При таком подходе духовная, «человекоформирующая» сущность культуры оставалась вне поля зрения.
В минувшем столетии ситуация кардинально изменилась, в центре внимания исследователей оказалась личность как выразитель особенностей национальной культурной модели, особенности протекания процессов энкультурации, изучение особенностей детства как приоритетного периода формирования личности.
Взаимодействие культуры и личности
С одной стороны, культурная модель является средой, в которой осуществляется формирование и развитие личностных характеристик, качеств: общее историческое прошлое, пространственно-временные концепты, общая историческая память, мифология, религиозное мироощущение, социально-политические институты, преобладающие экономические модели, система аксиологических модусов, исторические традиции, идеалы и ценности – далеко не полный перечень факторов, обуславливающий особенности формирования и развития личности в культуре.
С другой стороны, именно личность воссоздает, меняет, трансформирует, развивает культурные модели, культурные образцы. Без личности нет самой культуры, поскольку личность выступает не только движущей силой, создателем культуры, но и главной целью ее развития, формирования.
Личность не просто адаптируется, приспосабливается к культурной модели, но и сама создает свой собственный микромир. Именно это свойство преобразовывать социально-природную окружающую среду отличает человека от животного.
Особенности функционирования и воспроизводства культур
Только человек способен выйти из своего субъективного мира, проникнуть в чужую духовную жизнь, в чужую культурную модель, вырабатывая собственное отношение к ней в процессе формирования собственного микромира.
Началом формирования любой культурной модели выступает момент появления преобразовательной деятельности, направленной на будущее, опирающейся на преемственность и традицию, когда человек стал создавать что-либо для своих детей, всех последующих поколений.
В процессе общественного развития с появлением раздельных видов труда, деятельности, с формированием навыков рефлексии и саморефлексии у человека формируется осознание собственной самости, появляется неизбежное отчуждение, множественность, возникает ощущение индивидуального в рамках «своей» культурной модели.
Появление все новых видов деятельности, общественное разделение труда приводит к усложнению, актуализации и конкретизации различных взаимосвязей внутри культуры, ее развитию, формированию ее особенностей, самобытности, уникальности. Разделение человеческой деятельности приводит к усилению чувства социальной ответственности каждой отдельной личностью, формируя многосторонние взаимосвязи между культурой и личностью, между людьми, принадлежащими к одной культурной модели.
Роль систем общения в развитии культуры
Единственным средством постижения всей полноты, целостности социально-природной окружающей среды является сложная система межличностного общения, которая включает системы сохранения, распространения и передачи накопленного экзистенциального опыта, системы межкультурной, социальной коммуникации.
Указанные системы обеспечивают передачу накопленного опыта, преемственность, сохранение традиций, выступающих основой любой культурной модели.
Таким образом, личность и культура принимают активное участие в сложной, многогранной, многоаспектной системе взаимодействий, взаимоотношений, оказывая взаимное влияние на развитие, формирование особенностей как личности, так и культуры, формируя уникальность, самобытность каждой культурной модели, индивидуальность каждой личности.