Теория этногенеза, разработанная Л. Гумилёвым, стала одной из первых общих теорий единообразно и непротиворечиво объясняющих особенности, закономерности и механизмы развития исторического процесса.
Этнос как приоритетная категория концепции Л. Гумилева
В качестве основной движущей силы исторического процесса выдающийся отечественный исследователь понимает этнос.
В свою очередь, этнос интерпретируется как последовательность сменяющих друг друга фаз развития
Жизнь этноса выступает аналогичной жизни отдельной личности, как у каждого человека у этнической общности есть местонахождение (родина), этносы - субстраты (родители); как отдельная личность этнос переживает фазы рождения, детства, юности, взросления, старения и смерти.
Пассионарность как категория концепции этногенеза
Как и отдельный человек, этнос находится в процессе постоянной деятельности, нацеленной на постоянное преобразование социально-природной окружающей среды. Причем, указанная деятельность представляется членам этноса более ценной, чем собственная жизнь. Данная деятельность не имеет отношения к этике, однако, легко порождает как преступления, так и подвиги; как разрушение, так и созидание, как благо, так и зло.
Эту особенную активность Л. Гумилев понимает как пассионарность – особенность личности, которая характеризуется специфической активностью, особое свойство личности, наделяющее ее способностями к сверхнапряжению, сверхусилиям.
Базовая классификация пассионарности
В концепции Л. Гумилева выделяют два уровня пассионарности:
Базовая классификация, которая включает следующие уровни репрезентации:
- пассионарность выше нормы, которая проявляется в реализации поведения как предприимчивости, готовность к жертвам ради достижения идеала, желание и стремление к изменениям социально-природной окружающей действительности;
- пассионарность на уровне нормы, гармоничность – обозначает пребывание личности в гармонии, в равновесии с окружающей средой;
- пассионарность ниже нормы, которая проявляется в склонности к пассивности, лени, паразитизму.
Подробная классификация пассионарности
Детальная классификация включает девять уровней проявления пассионарности:
- высший – жертвенный, подразумевает готовность личности пожертвовать своей жизнью без малейших колебаний;
- на пятом уровне отмечается стремление личности к идеалу победы, человек вполне готов рисковать собственной жизнью для достижения успеха, однако, идти на верную смерть неспособен;
- стремление к идеалу успеха – готовность рисковать собственной жизнь, но в меньших масштабах, чем при нацеленности на победу;
- стремление к идеалу знания и красоты;
- стремление к поиску удачи даже с риском для жизни;
- стремление к благоустройству без риска для жизни;
- обыватель – человек, который приспосабливается к социально-природной окружающей среде. Указанный уровень является нулевым относительно репрезентации пассионарности. На более низких уровнях говорят о субпассионариях;
- субпассионарий первого уровня способен на относительное преобразование окружающей среды;
- субпассионарий второго уровня характеризуется крайней пассивностью, неспособностью на реализацию решительных действий.
Таким образом, в основе концепции этногенеза Л. Гумилева лежит понятие пассионарности, которое определяет качества личности, степень его жертвенности и побуждений. Уровень пассионарности отдельных личностей формирует уровень пассионарности, специфику особенностей каждой исторической эпохи: если пассионариев мало – этническая система малоактивна, при увеличении числа пассионариев осуществляются интенсивные темпы развития этнической общности.