Вводные замечания
Традиционно принято экологию соотносить только с природой, с бережным отношением к ней, однако понятие «экология культуры» гораздо шире. Под этим ним академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, который и ввел его в обиход, подразумевал не только культурное природопользование, но и отношение людей к памяти, связанной с прошлым, к культуре вообще.
Концепция культурной экологии Д.С. Лихачева
Экология – это наука, которая изучает условия существования живых организмов, отношения между ними и средой их обитания.
В экологии Дмитрий Сергеевич выделял экологию биологическую и экологию культуры. Обоснование такого разделения он объяснял тем, что человеку необходима природная среда как биологическому существу, а культурная среда – как существу духовному, нравственному.
Д. Лихачев считал природу домом, в котором живет человек, и культуру тоже домом, но созданным самим человеком. Сюда относится все, что составляет богатство культуры: материально воплощенные идеи и все духовные ценности. Так как человек – существо природное, то он представляет собой ее часть и не противостоит ей.
Таким образом, и экология природы, и экология культуры являются единым целым, и только из соображений практичности условно разделяются.
Итак, к экологии культуры относится, по мысли ученого, все духовные ценности, созданные человеком за время своего существования – в первую очередь язык, произведения художественной культуры, литературы. И если что-либо убрать, разрушить, как недавно старейшие архитектурные памятники в Пальмире, то человек «лишится части своего «дома». Так нарушается экология культуры, поэтому экологи должны понять, что необходимо заниматься не только проблемами человек – природа. Но и человек – культура.
На протяжении многотысячелетнего периода своего существования культуру неоднократно настигали экологические катастрофы, причем касались они самых разных ее сфер. Дмитрий Сергеевич приводит следующие примеры.
Экологические бедствия
Во время Второй мировой войны гитлеровцы вывозили культурные ценности с завоеванных территорий, и они стали недоступны людям. Во время бомбежек были разрушены архитектурные памятники. Лишить возможности прикоснуться к духовным ценностям можно и, просто поднимая плату за вход в музей, кинотеатр, театр, на концерт.
К экологическим бедствиям современности, безусловно, относится жаргонизация языка, экспансия заимствований, нарушение норм постановки ударения (зво'нит, ква'ртал), образования форм множественного числа, типа бухгалтера, обеднение лексики и фразеологии и т.д.
Так же ужасающим культурным бедствием сегодняшнего дня следует считать распространение так называемой массовой культуры, причем самых примитивных ее «творений». Масскультура охватывает все сферы творчества:
- музыку,
- литературу,
- живопись,
- киноискусство,
- театральное искусство.
Культурным бедствием следует считать и снижение уровня образования, приведшее к тому, что сегодняшний век называют «веком непрофессионалов». А далее плохой профессионал кого-то учит и получается еще худший специалист.
Экология вообще и экология культуры в частности – это проблема нравственная. Безнравственно плохо относиться к природе, но так же безнравственно не беречь свой родной язык.
Таким образом, объединение и экологии природы и культурной экологии под общим названием «экология» вполне оправданно, так как в центре обеих стоит человек, и часто в основе их проблем лежат одни и те же причины.
От человека требуется выработать общие правила нравственности для решения общих проблем, а для этого надо осознать себя и частью природы, и частью культуры.