Одной из сущностных характеристик современного мира выступает интенисифкация глобализационных процессов, усиление диалогического взаимодействия между различными культурными моделями, обусловленное потребностью, имманентным стремлением людей к познанию духовного мира друг друга, к расширению духовных связей, контактов. Процесс культурного взаимодействия, усвоения личностью ценностей, норм, правил другой культуры в современной научной литературе определяется термином «инкультурация».
Культура как основа формирования личности
В триаде личность – общество – культура, приоритетная роль отводится именно культуре.
Культура – это совокупность всех знаков, идей, символом, принятых и разделяемых в рамках определенного объединения людей.
Она носит ярко выраженный социальный характер. Культура – всегда модель, образец, принятый группой, коллективом, обеспечивающий возможности предсказуемости социального поведения.
Основополагающими факторами культуры выступают следующие:
- язык как инструмент взаимодействия;
- наличие общих ценностей, норм, верований, знаний, мифов;
- СМИ;
- обычаи, общие поведенческие стереотипы, в том числе навыки реализации трудовой деятельности;
- орудия действия, в том числе орудия труда.
Эти компоненты переплетаются, образовывают культуру, возникают и эволюционируют одновременно с культурной моделью, обуславливая особенности поведения личности, оказывая огромное влияние на все аспекты жизнедеятельности человека.
Подходы к пониманию инкультурации
Под инкультурацией в современной научной литературе понимается процесс усвоения знаний, навыков, необходимых для жизнедеятельности в другой культуре.
Реализация данного процесса осуществляется в результате взаимного обмена между личностью и культурой, включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, включая специфику социального взаимодействия, формы проявления собственных эмоций, оценочного отношения к различным феноменам окружающей социально-природной действительности. Результатом успешной инкультурации является достижение эмоционального и поведенческого сходства с другими представителями данной культурной модели.
Сущность процесса инкультурации
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих навыков, знаний:
- жизнеобеспечение: особенности реализации профессиональной деятельности, приобретения и потребления товаров и услуг, ведения домашнего хозяйства и пр.;
- личностное развитие: приобретение общего, профессионального образования, хобби, социальная активность;
- социальное взаимодействие: сфера формального/ неформального общения, физические передвижения, путешествия;
- восстановление энергетических затрат: особенности потребления пищи, пассивный отдых, соблюдений личной гигиены, сон.
В результате успешной инкультурации личность получает способность свободно ориентироваться в социально-природной окружающей среде, использовать основные компоненты культуры, созданные предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического, умственного труда, эффективно реализовывать формальное/неформальное коммуникативное взаимодействие.
Институты инкультурации
Вхождение в другую культуру осуществляется посредством освоения ряда базовых институтов, включая следующие:
- институт образования – образование по своей сути выступает средством транслятора культуры от одного поколения к другому, существенно повышая эффективности протекания процессов инкультурации;
- ближайшее социальное окружение;
- СМИ;
- различные социальные, политические организации.
Таким образом, инкультурация представляет собой процесс вхождения личности в другую культуру, усвоения новой системы ценностей, поведенческих паттернов, в результате которого она получает возможность способно ориентироваться в рамках новой культурной модели.