В современном мире остро встают социально-культурные проблемы, обусловленные постепенной аккультурацией, утратой этно-культурной идентичности, потерей духовных созидательных начал, системы базовых аксиологических модусов, разрывом и отчуждением между поколениями. Совокупность вышеперечисленных проблем обусловлена преимущественно потерей основ традиционной национальной культуры, традиционного общества. В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает процесс приобщения личности к культуре.
Подходы к пониманию традиционной народной культуры
Под традиционной национальной культурой понимается вся народная традиционная духовная и материальная культура, которая определяет наиболее устойчивые, качественные, проявившие свою безусловную ценность параметры.
Традиционность культуры определяет ее ценностно-нормативное содержание, механизмы ретрансляции будущим поколениям; категория народности культуры подразумевает самоидентификацию личности с определенной этнической общностью, выраженную в поведенческих стереотипах, обыденных представлениях, ценностно-нормативных системах.
Поиск путей приобщения личности к культуре
В современной отечественно культурологии интенсивно разрабатываются пути сохранения, преумножения и обогащения национальной культуры, пути решения культурных и межкультурных актуальных проблем, практической имплементации диалога культур, приобщения каждого представителя этнической общности к культурному наследию. В качестве основных путей приобщения личности к культуре называют следующие:
- широкая пропаганда национально-культурного наследия;
- привлечение различных групп населения к изучению и постижению празднично-обрядовой жизни, фольклорного искусства народов России;
- пропаганда, донесение до сознания подлинного богатства русского языка как носителя лучших духовных традиций страны;
- введение материалов по традиционной народной культуре в образовательный процесс, этнопедагогизация образовательного пространства на всех этапах обучения личности;
- разработка, представления актуальных учебно-методических пособий, учебников, методологических пособий и пр., отражающих духовное богатство нации;
- актуализация проблемы в СМИ;
- активизация взаимодействия с родителями, реализация различных видов информационно-просветительской деятельности, направленной на возвращение традиций в институт семьи.
Кроме того, в процессе поисков путей приобщения личности к культуре, сохранения и преумножения культурного богатства в последние годы проводятся многочисленные научно-практические конференции, круглые столы, посвященные вопросам сохранения и возрождения национальной культуры.
Проблемы приобщения личности к культуре
Реализация указанных мер на практике сталкивается с рядом проблем, включая недостаток компетентных педагогов, владеющих знаниями традиционной национальной культуры в ее аутентичном, не искаженном виде. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена особенностями исторического развития страны, идеологической пропаганды, существовавшей в Советском союзе и направленной против традиции, вследствие чего объективные знания национальной культуры были утрачены. Вследствие длительного периода действия пропаганды в сознании российского общества прошлого столетия прочно закрепилось искаженное представление о национальной традиционной культуре как устаревшей, примитивной. Вместе с тем, указанное восприятие в корне неправильно, не соответствует действительности.
Таким образом, на современном этапе развития общества приобщение личности к культуре выступает необходимым инструментом сохранения, сбережения, преумножения культурного наследия, необходимым условием выживания этнической общности, сохранения культурного многообразия в глобальной мире. В России проблема возрождения национальной культуры приобретает особую актуальность в связи с особенностями исторического развития.