Концепция осевого времени
Осевое время – ключевое понятие культурологической концепции Карла Ясперса, именно его вклад в развитие культурологи развил такие идеи, как «осевое время», «осевая эпоха», которые он исторически связывал с оформлением христианства и остальных мировых религий.
Карл Ясперс – ($1883$ – $1969$) немецкий философ, мыслитель, психиатр, представитель философии экзистенциализма.
Суть осевого времени К.Ясперс выражал в следующих словах:
«в эти эпохи сложились все те основополагающие категории, которыми мы мыслим по сей день, были заложены основные принципы мировых религий, исходя из которых люди живут до сегодняшнего дня. В этом смысле был сделан переход в универсальное».
К.Ясперс утверждал, что при познавании отдельных фактов и событий объективная историография не может охватить широту истории и познать «решающее единство человеческой истории».
Разрабатывая свою концепцию осевого времени и осевой эпохи, Ясперс ставил перед собой вышеупомянутую колоссальную задачу.
Ось, как это понимал сам Ясперс, является временем складывания систем духовных и культурных особенностей, которые характерны для человека и общества. Ось мировой истории должна относится к духовным процессам, которые шли в период с $800$ по $200$ год до н.э. Это время резкого исторического поворота, когда появился человек нового типа и существующий по сегодняшний день.
Это время является осевым, так как оно наполнено необычайными событиями и людьми, такими как:
- Конфуций и Лао-Цзы, которые обогатили китайскую философию,
- Будда,
- Заратустра,
- Илия,
- Исайя,
- Гомер,
- Парменид,
- Гераклид,
- Платон,
- Фукидид,
- Аристотель,
- Архимед.
Таким образом, Ясперс отмечает, что все эти личности и всё, что возникло благодаря их деятельности возникло синхронно, почти в одно и то же время, не взаимодействуя друг с другом.
«Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, себя самого».
Это время Ясперс характеризует как «скачок» человечества, так как именно тогда были оформлены мировые религии и зародилась основа универсальности.
Это прорыв сознания за границы географии, культуры, этноса и времени.
Нововведения в рамках осевой культуры
С приходом осевого времени начинается процесс нововведений, когда исчезают великие культуры древности, существовавшие на протяжении многих тысяч лет. Осевое время принимается Ясперсом за отправную точку, которая развивает все дальнейшие вопросы, которые относятся к дальнейшему развитию.
Основной результат революционного преобразования «Осевого времени» стал результат изменения сознания человека, в связи с чем сложилась культура, которая сформировала установки на разработку информации и ее рационализацию, заложила комплекс этических норм.
Вместо мифологического мироощущения появилось философское, рациональное мировоззрение. Развивал и утверждал новые взгляды на окружающую действительность новый элемент структуры социальных отношений – элита, которая стала носителем образца социального, культурного устройства мира.
Таким образом, процессы переустройства мира заняли все области жизнедеятельности человека, что повлияло на изменение всей динамики общественного развития и привело к возможности оформления всемирной истории.
Концепция осевого времени стала ответом на критику циклической концепции развития культуры сторонниками концепции универсальной истории человечества.