Кирилл Эмильевич Разлогов, (1946), российский киновед и культуролог
Киновед и культуролог
Можно ли совмещать столь несхожие сферы и научные направления. Вряд ли в России найдется кто-то другой, кому бы это удавалось. Это называют феноменом Разлогова.
Кирилл Эмильевич Разлогов является директором Российского института культурологии (РИК). Он руководит научным коллективом, помогает людям из Госдумы, министерства по культур и даже из Администрации президента. Он руководит научными работами аспирантов и поддерживает все новое, что в других учебных заведениях зачастую отвергается. Кроме того К. Э. Разлогов – автор около значительного количества книг, статей и других разных публикаций. К тому же он часто выступает как критик и дает свою оценку событиям кинематографической жизни.
Разлогов – яркий пропагандист кино, публицист, талантливый лектор. Он публичен, очень общителен. Это замечательный знаток кино. Но сегодня его знают и в культурологическом сообществе. Он руководит Российским институтом культурологии и лидирует в новом, только определяющемся направлении культурологии. Уже достаточно много времени его вуз успешно развивается, выпускники получают хорошее образование, а преподаватели постоянно участвуют в научной работе.
Его самого к занятию науке приучила аспирантура. Он ее проходил в Институте истории искусства еще в 1960-е гг. Докторскую диссертацию он защитил в 1985 г., а в 1991 г. − получил звание профессора.
Невероятная общительность К.Э. Разлогова, безусловно, связана с его первой и основной специальностью – киноведением, которой он никогда не изменял.
Научные интересы
Как ученый, он понимал то, что нормальной методологии изучения кино нет, поэтому еще в 60 – 70-е годы его привлекает именно это направление. В период так называемой оттепели кино не так жестко опекают идеологически. Этот период считается очень плодотворным за всю историю искусства Советского Союза. Его, вероятно назовут когда-нибудь ренессансом советской художественной культуры.
Раскрепощение всей культуры не могло не затронуть и отечественного кино. Жизнь настоятельно потребовала разработки новых методологических подходов к анализу искусства. А научные интересы Разлогова тогда лежали именно в этой области.
Положение, сложившееся в науке того времени сродни ситуации 1920-е гг. – ведь тогда появляется известная «формальная» школа в советском литературоведении.
Так, и теперь в период оттепели опять возникает необходимость выработать методологию изучения всех аспектов кино. Что касается К.Э. Разлогова, то он с самого начала понимал, что только наука о культуре может ответить на многие вопросы, а потому он и начинает разрабатывать новое научное направление.
Разлогов, придя в область культуры с вопросами, которые возникли в эпоху актуальности методологических поисков в кино, оказался перед необходимостью заняться разработками общих проблем культуры. Он явился во многом первооткрывателем в данной сфере, и это не может быть недооцененным.
К.Э. Разлогов в своих работах постоянно говорит не столько о кино, сколько об экранной культуре в целом. И здесь особо нужно отметить его постоянный интерес к последовательно осваиваемой культуре электронных технологий как, возможно, самого эффективного механизма в коммуникативной реформе или даже революции, приближающей мир к тому, что сегодня называют глобальной культурой. И в этом интересе к электронным технологиям проявляется пристальное внимание к процессам глобализации, которые особенно волнуют К.Э. Разлогова.