Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы методологии в культуре

Определение 1

Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — это учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Основные методы изучения культуры

Методология изучения культуры представлена следующими методами:

  • философские методы
  • общенаучные методы
  • конкретно-научные методы
  • эмпирические методы
  • теоретические методы
  • структурные методы
  • функциональные методы
  • типологические методы
  • системный метод
  • генетический метод

Философские методы представлены следующими манипуляциями:

  • наблюдение
  • эксперимент
  • выделение
  • обобщение
  • абстрагирование
  • конкретизация
  • анализ
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • опредмечивание
  • распредмечивание
  • формализация
  • актуализация
  • исторический
  • логический
  • рефлективный
  • аксиоматический и др.

Применение всех этих методов неизбежно в культурологии. Все основные методы придают исследованиям фундаментальность, эти методы можно использовать в изучении практически любого культурологического вопроса.

При изучении культур не менее часто чем философские применяются общенаучные методы. Их основные отличие от философских заключается в том, что они более конкретны и в состоянии учитывать специфику дисциплины.

Группа специальных методов используется в рамках только одной конкретной науки. Для культурологии специальными методами являются:

  • метод реконструкции культурных полей;
  • метод моделирования культурных объектов;
  • социокультурный историко–генетический метод;
  • метод мозаичных реконструкций;
  • метод социокультурных наблюдений;
  • метод социопсихологических и социокультурных инверсий и др.
Замечание 1

Эти методы можно использовать только для изучения культуры, для других наук они не подходят, в этом заключается их специфичность.

«Проблемы методологии в культуре» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теоретические и эмпирические методы относятся к философским методам. Они постоянно находятся в некотором соперничестве, однако на самом деле они являются частью одного процесса и не могут существовать друг без друга. Любая теория нуждается в доказательстве. В особенности это касается теорий культуры. Ученые стараются конкретизировать все явления культуры с помощью описаний. Теоретические методы направляют ученого, они показывают ему какой материал можно использовать для исследования.

Широко используется при изучении культуры структурный метод, он принадлежит к общенаучным методам. Основное правило для применения структурного метода – выявление четкого предмета исследования. Вовремя исследования культура предстает в двух формах:

  • бесконечное и неисчислимое идеальное
  • проявление идеального в материальном мире

Если учёный желает расширить зону своего исследования он обращает структурный метод в функциональный. Функциональный метод акцентирует характеристики культуры. Функциональный метод помогает выявить формы и способы влияния культуры на окружающую среду, на общество, углубляет сознание людей, укрепляет их духовные силы.

Типологический метод нужен для решения иных задач. В культурологии типологический метод используется для систематизации, классификации и группирования объектов исследования.

Широкое распространение в культурологии получил системный метод. Он позволяет углубить исследования, в которых объект рассматривается как некое законченное целое, части которого представлены в иерархической системе. Задача системного метода – определение внутренней организации, логики порядка в этой структуре.

Генетический метод в изучении культур помогает проанализировать вопросов о появлении некоторых явлений на этапе становления культурных обществ, о том, как появились основные элементов различных культурных миров.

Спорные вопросы культурной методологии

Известный антрополог Франц Боас в отношении методов социальных наук, высказывал мнение, что главным объектом общественных наук является анализ явления. Обобщения будут так же иметь большое значение в тех случаях, если будут соблюдены соответствующие формы; бесперспективной считается позиция подвести социальные явления к системе закономерностей, которая будет отвечать любому обществу. Важность обобщений соответствует ясности форм и концепций, которые можно выделить при анализе явлений.

В 1949 году противоположную точку зрения предложил американский антрополог Джулиан Стюард в своей статье «Культурная причинность и закон: попытка формулировки концепции развития ранних цивилизации». Он считал, что вовсе не обязательно что бы каждое объяснение культурных системностей давало окончательную интерпретацию культурного изменения.

Регулярности культуры можно изложить на разных уровнях с использованием соответствующей терминологии. В большей степени сегодня представлены возможности культурного или надорганического уровня. Это объясняется тем, что ученые уделяли много времени изучению культур и имеют много данных по этому вопросу. Кроме того, некоторые ученые считают, что основную часть истории культуры можно описать только в терминологии надорганического уровня.

Последовательные и одновременные подходы концептуализации относятся к надорганическому уровню и могут применятся пока есть соответствующие данные.

Американский этнограф выдвинул гипотезу, в которой сравнивал городскую и деревенскую культуры. Городская культура по сравнению с деревенской является:

  • индивидуалистической
  • светской
  • разнородной
  • беспорядочной

Данную гипотезу признали синхронической, надорганической и функциональной.

Американский социолог и этнограф Л.Г. Морган предложил свои эволюционистические схемы, а американский антрополог Л. Уайт теорию отношения энергии и культурного развития, эти идеи в определенной степени можно считать функциональными. Однако ни один вид нельзя исключить из другого. У Редфилда имеет место быть временное измерение, в то время как у Уайта есть синхронические и функциональные подходы.

Если принять во внимание тот факт, что у основных общественных институтов можно удалить их характерные черты, в следствии чего их можно классифицировать и соотнести с повторяющимися явлениями, которые предшествовали этим институтам, то эти институты можно считать фундаментальными, а их уникальные характеристики вторичными. В качестве примера можно привести цивилизации Америки, они владели культурой земледелия, социальными классами, институтами культа, которые включали в себя духовных лиц и храмы. Эти институты в свою очередь отражали все то что происходило на разных территориях, они не акцентировали свое внимание на особенностях получения продуктов питания, способов существования социумного строя, особенности обрядов и ритуалов.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot