Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — это учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.
Основные методы изучения культуры
Методология изучения культуры представлена следующими методами:
- философские методы
- общенаучные методы
- конкретно-научные методы
- эмпирические методы
- теоретические методы
- структурные методы
- функциональные методы
- типологические методы
- системный метод
- генетический метод
Философские методы представлены следующими манипуляциями:
- наблюдение
- эксперимент
- выделение
- обобщение
- абстрагирование
- конкретизация
- анализ
- синтез
- индукция
- дедукция
- опредмечивание
- распредмечивание
- формализация
- актуализация
- исторический
- логический
- рефлективный
- аксиоматический и др.
Применение всех этих методов неизбежно в культурологии. Все основные методы придают исследованиям фундаментальность, эти методы можно использовать в изучении практически любого культурологического вопроса.
При изучении культур не менее часто чем философские применяются общенаучные методы. Их основные отличие от философских заключается в том, что они более конкретны и в состоянии учитывать специфику дисциплины.
Группа специальных методов используется в рамках только одной конкретной науки. Для культурологии специальными методами являются:
- метод реконструкции культурных полей;
- метод моделирования культурных объектов;
- социокультурный историко–генетический метод;
- метод мозаичных реконструкций;
- метод социокультурных наблюдений;
- метод социопсихологических и социокультурных инверсий и др.
Эти методы можно использовать только для изучения культуры, для других наук они не подходят, в этом заключается их специфичность.
Теоретические и эмпирические методы относятся к философским методам. Они постоянно находятся в некотором соперничестве, однако на самом деле они являются частью одного процесса и не могут существовать друг без друга. Любая теория нуждается в доказательстве. В особенности это касается теорий культуры. Ученые стараются конкретизировать все явления культуры с помощью описаний. Теоретические методы направляют ученого, они показывают ему какой материал можно использовать для исследования.
Широко используется при изучении культуры структурный метод, он принадлежит к общенаучным методам. Основное правило для применения структурного метода – выявление четкого предмета исследования. Вовремя исследования культура предстает в двух формах:
- бесконечное и неисчислимое идеальное
- проявление идеального в материальном мире
Если учёный желает расширить зону своего исследования он обращает структурный метод в функциональный. Функциональный метод акцентирует характеристики культуры. Функциональный метод помогает выявить формы и способы влияния культуры на окружающую среду, на общество, углубляет сознание людей, укрепляет их духовные силы.
Типологический метод нужен для решения иных задач. В культурологии типологический метод используется для систематизации, классификации и группирования объектов исследования.
Широкое распространение в культурологии получил системный метод. Он позволяет углубить исследования, в которых объект рассматривается как некое законченное целое, части которого представлены в иерархической системе. Задача системного метода – определение внутренней организации, логики порядка в этой структуре.
Генетический метод в изучении культур помогает проанализировать вопросов о появлении некоторых явлений на этапе становления культурных обществ, о том, как появились основные элементов различных культурных миров.
Спорные вопросы культурной методологии
Известный антрополог Франц Боас в отношении методов социальных наук, высказывал мнение, что главным объектом общественных наук является анализ явления. Обобщения будут так же иметь большое значение в тех случаях, если будут соблюдены соответствующие формы; бесперспективной считается позиция подвести социальные явления к системе закономерностей, которая будет отвечать любому обществу. Важность обобщений соответствует ясности форм и концепций, которые можно выделить при анализе явлений.
В 1949 году противоположную точку зрения предложил американский антрополог Джулиан Стюард в своей статье «Культурная причинность и закон: попытка формулировки концепции развития ранних цивилизации». Он считал, что вовсе не обязательно что бы каждое объяснение культурных системностей давало окончательную интерпретацию культурного изменения.
Регулярности культуры можно изложить на разных уровнях с использованием соответствующей терминологии. В большей степени сегодня представлены возможности культурного или надорганического уровня. Это объясняется тем, что ученые уделяли много времени изучению культур и имеют много данных по этому вопросу. Кроме того, некоторые ученые считают, что основную часть истории культуры можно описать только в терминологии надорганического уровня.
Последовательные и одновременные подходы концептуализации относятся к надорганическому уровню и могут применятся пока есть соответствующие данные.
Американский этнограф выдвинул гипотезу, в которой сравнивал городскую и деревенскую культуры. Городская культура по сравнению с деревенской является:
- индивидуалистической
- светской
- разнородной
- беспорядочной
Данную гипотезу признали синхронической, надорганической и функциональной.
Американский социолог и этнограф Л.Г. Морган предложил свои эволюционистические схемы, а американский антрополог Л. Уайт теорию отношения энергии и культурного развития, эти идеи в определенной степени можно считать функциональными. Однако ни один вид нельзя исключить из другого. У Редфилда имеет место быть временное измерение, в то время как у Уайта есть синхронические и функциональные подходы.
Если принять во внимание тот факт, что у основных общественных институтов можно удалить их характерные черты, в следствии чего их можно классифицировать и соотнести с повторяющимися явлениями, которые предшествовали этим институтам, то эти институты можно считать фундаментальными, а их уникальные характеристики вторичными. В качестве примера можно привести цивилизации Америки, они владели культурой земледелия, социальными классами, институтами культа, которые включали в себя духовных лиц и храмы. Эти институты в свою очередь отражали все то что происходило на разных территориях, они не акцентировали свое внимание на особенностях получения продуктов питания, способов существования социумного строя, особенности обрядов и ритуалов.