Вводные замечания
Культура представляет собой явление, объединяющее все стороны общественной жизни. Это объясняется не только тем, что в процессе осуществления контактов с другими культурами она передается от человека к человеку, но и тем, что именно культура позволяет формировать у индивида чувство сопричастности, принадлежности к той или иной группе. Очевидно, что люди, принадлежащие к одной культурной группе, значительно лучше понимают друг друга и больше доверяют и симпатизируют друг другу, чем посторонним. Такие чувства, которые являются общими для членов одной группы, отображаются в разном культурном своеобразии.
Тем не менее, культура может вызывать не только солидарность, но и конфликты и внутри групп, и между ними. Это положение прекрасно иллюстрирует язык как важнейший элемент культуры.
- С одной стороны, безусловно, общий язык, возможность коммуникации способствует объединению членов социальной группы.
- С другой стороны, такой общий язык исключает из группы тех, кто не владеет этим языком или пользуется им в какой-то иной манере. Ведь в любом обществе может существовать несколько версий одного языка, так же как и различных вариаций в стилях одежды, поведения, наборах ценностных ориентаций. Все это может приводить к обособлению социальных групп и становиться причиной различных групповых конфликтов.
Аномия
Принимая во внимание те стремительные изменения, которые происходят в современном человеческом сообществах, степень культурного единства, о которой говорится в трудах современных социологов, по всей вероятности, преувеличена. Можно выделить, считает социолог Н. Смелзер, по крайней мере, три вида культурных конфликтов:
- аномии;
- культурное запаздывание;
- господство чужой культуры
Сам термин аномия была принят Э. Дюркгеймом еще в 90-е годы XIXв. Он означал разрушение культурного единства, при котором отсутствуют четкие социальные нормы. В тот период аномия объяснялась, с одной стороны, ослаблением влияния политики и религии, а с другой, влиянием все более развивающихся торгово-промышленных классов. Такие изменения приводили к распаду всей системы этических ценностей. Исследователи отмечали, что с этого времени начался рост преступности, увеличилось количество разводов и т.п., то есть именно это разрушило культурное единство, особенно остро это проявилось в отношении разрушения религиозных и семейных ценностей.
Аномией называют такое состояние общества, когда наступает разбалансирование и распадаются системы норм, которые должны гарантировать общественный порядок, это такое состояние хаоса норм и ценностей, когда утрачиваются однозначные указания на то, как надо поступать, другими словами, возникает общество, в котором значительная часть его граждан несмотря на то, что имеет представление о существовании нормативных стандартов поведения, не учитывает их в своем поведении и не подчиняется им в своих поступках.
По Дюркгейму, у человека перестают «работать» естественные ограничители потребностей и желаний. Такие ограничители устанавливаются обществом через социальные нормы, т.е. носят социальный характер.
Позже понятие аномии было расширено в работах американского социолога Р. Мертона, связавшего проблему аномии с несоответствием между целями, которые определяются культурой, и доступностью институционализированных средств их достижения.
Культурное запаздывание
У. Огборн в начале XXв. ввел в научный оборот понятие культурного запаздывания. Оно возникает в том случае, когда возможности нематериальной культуры, такие как обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления, отстают в своем развитии изменения материальной сферы, не успевают приспособиться к ним. Результатом этого, по мнению Огборна, является постоянное несоответствие между материальной и нематериальной культурами, что влечет за собой большое количество все еще пока не решенных социальных проблем.
Господство чужой культуры, третья из указанных выше форм культурного конфликта, по мнению ученых, отмечается в доиндустриальных обществах, которые были колонизированы в разное время европейскими нациями. Б. Малиновский утверждал, что такие общества плохо интегрированы в связи с наличием в их культуре множества противоречивых элементов. Изучение обществ Южной Африки дало возможность исследователю обнаружить противоборство двух культур, имеющих разную структуру: культуры местной и культуры колониальной европейской. Наложение одних ценностей на другие дает не интеграцию, а неестественное смешивание двух культур, и эта смесь выглядит нестабильной.