Связь с диффузионизмом и теорией культурных кругов
Теория культурных миграций возникла в русле диффузионизма – от физического термина, означающего ‘разлитие’, ‘растекание’, ‘проникновение’. Сама теория культурных миграций очень плотно связана с теорией культурных кругов, в которой утверждается, что в результате миграций культурные комплексы могут перемещаться из одной культуры в другую. В результате таких перемещений элементы культурных комплексов накладываются друг на друга и образуют так называемые культурные слои. По мысли ученых, представителей этого направления, культуры – это постоянное перемещение культурных явлений, а не своеобразие каждой национальной культуры. Этим они объясняли черты сходства, обнаруживаемые в некоторых культурах, зародившихся в разных частях мира.
Диффузионизм в разных странах имел свою направленность:
- в Скандинавских странах это историко-географическое направление,
- в Германии – культурно-историческое направление или теория «культурных кругов».
Основателем диффузионизма считается Ф. Ратцель.
Завершенную форму в виде теории культурных миграций диффузионизм получил в Англии в трудах Графтона Эллиота-Смита и Уильям. Дж. Перри. Направление, в котором работали эти ученые, еще называют «гипердиффузионизмом» или «панегиптизмом».
Теория Г. Эллиота-Смита
Будучи знатоком древнеегипетской культуры, ученый заметил, что многие ее черты, такие, как техника создания мумий, идолов, мегалитов свойственна культурам, которые находятся не только рядом, но и в других частях света. Анализируя то общее, что обнаруживается в различных культурах, Эллиот-Смит приходит к выводу, что первичный комплекс архаичной культуры, состоящий из культа солнца и змеи, умения ткать, обычая деформировать череп, протыкать и растягивать уши, знания техники мумифицирования, зародился около IX – VIII вв. до н. э. в Древнем Египте. Затем он стал мигрировать в восточном направлении в Индонезию через Аравию и Персидский залив.
Дальше он переместился в Океанию. И уже оттуда этот первичный комплекс попал в Америку через северную часть Тихого океана. Свои взгляды автор подробно изложил в двух работах «Миграция ранней культуры» (1915) и «Человеческая история», в которых утверждал, что все многие культурные традиции уходят корнями в Древний Египет и уже оттуда распространились по всему миру.
Взгляды У. Перри
По мысли У. Пери, который изучал разные культуры в историческом развитии и который разделял мысли Г. Эллиота-Смита, в динамике можно выделить резко различающихся два слоя. Первый слой – это еще примитивная (первоначальная) культура «собирателей пищи» и охотников. Второй – это уже высокая культура, базой которой являются строительство, земледелие и обработка металлов.
Так вот, Пери считал, что именно высокая культура и зародилась в Древнем Египте. Свои воззрения им были изложены в книгах «Мегалитическая культура в Индонезии», «Дети Солнца». В отличие от Эллиота-Смита ученый значительно расширил комплекс первичных культурных элементов, попавших из древнеегипетской в другие культуры. У. Пери к нему отнес, кроме выделенных коллегой, еще и пирамиды из камня, поливное земле-делие, гончарное дело, металлургию, добычу жемчуга, культ великой богини матери, человеческие жертвоприношения, связанные с земледелием и т. д. Дальше «высокая» культура распространилась по всему миру. Ученый предположил, что люди, ищущие и добывающие золото, серебро и драгоценные и полудрагоценные камни, типа жемчуга и бирюзы, передвигаясь из страны в страну, и передают культурную информацию, выступая в качестве ее носителей. Первичные культурные элементы смешивались с культурными ценностями аборигенов, что и послужило основанием разнообразия культур. Ученый был уверен, что развитие культуры идет через заимствования.
По теории культурных миграций, возникнувшие однажды явления культуры, затем постоянно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов.