Общая характеристика
В конце XX века на стыке этологии, этнологии, физиологии и психологии появляется новое направление в изучении культуры – этология культуры человека.
Этология – это направление в культурологии изучающее культуру и человека в «естественном» состоянии.
В качестве объекта исследования выступают традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. В качестве предмета этого направления выступают:
- дети в различных культурах в естественном, т.е. досоциальном состоянии;
- развитие детей в онтогенезе, сравнение поведения взрослых современного общества и сохранившихся естественных культурах;
- похожие черты в функционировании человека и животных.
Этология занимается анализом:
- развития индивида с детских лет до состояния взрослого в разных типах культур;
- поступательное движение жизни человека от животного к культурному – высшие животные → ребенок → этносоциальный человек.
Как наука этология оформилась после основополагающего труда И. Эйбл-Эйбесфельдта «Этология человека», хотя это направление уже развивалось такими учеными, как Н. Блуртон-Джонс, У. Макгрю, М. фон Кранах, Дж. Боулби, П. Экман, У.В. Фризен, Е.Р. Соренсен, Р. Хайнд.
Что изучает этология
Можно выделить три фундаментальных направления, которыми занимается этология.
Ритуал считается одним из основополагающих моментов в становлении человека как культурного существа. Таким образом, ритуал – важное понятие в этологии.
Ритуал – это коммуникативные модели поведения. Составляющей ритуалов являются выразительные движения.
Еще одним не менее важным понятием этологии является «коммуникация».
В этой науке коммуникация – это синхронизация стимульно-реактивного механизма при наличии специфических сигналов.
Особое значение имеют исследования невербальной коммуникации, особенно ее эмоционально-жестовой формы. С коммуникацией переплетается потребность индивида, с одной стороны, в общении, а с другой – в уединении. Анализ позволил понять, что, регулируя эти потребности, человек использует социально-психологический механизм «Я – другие». Ученые пришли к выводу, что современные большие города удовлетворяют только одну потребность человека – потребность в уединении, зачастую доводя ее до изоляции. И это стало проблемой современного общества. Только при наличии общения уединение имеет смысл, и только общаясь, индивид может вести диалог сам с собой.
Третье фундаментальное направление занимается исследованием эмоционально-психологических состояний человека в традиционном и современном обществе. Ученых в первую очередь волновал и волнует вопрос агрессивности, насилия и привязанности. Кроме этих состояний, конечно, анализировались ненависть, враждебность, страх, тревожность, любовь. А привязанность, во-первых, формирует полноценного человека уже в детстве, а во-вторых, нейтрализует агрессивность.
Нейтрализация агрессивности в обществе проводилась с помощью различных ритуализированных игр. К такому мнению пришел И. Эйбл-Эйбесфельдт, который исследовал виды и функции ритуалов.
Первая их функция – это сплочение, содружество. Вторая – социальная система торможения агрессивности. Для этого были выработаны, например, правила поединков, ритуалы, которые дают возможность разрушительным импульсам выйти наружу в культурно-приемлемой форме. Третья функция – нейтрализация межличностной агрессии, в которой основная нагрузка ложится на невербальную коммуникацию: улыбка, доброжелательная мимика. И четвертая функция – помочь человеку победить страх перед непознанным окружающим миром.
Заслуга И. Эйбл-Эйбесфельдта в том, что ему удалось объединить социальное поведение, онтогенетическое развитие человека, коммуникацию в различных формах (обонятельная, осязательная, визуальная и вербальная), роль пространства в традиционном и в современном обществах.