Суть биологического направления
Появление биологического направления в исследовании культур связано с желанием обосновать развитие культур не только историческими, но и биологическими факторами. Учеными, имена которых связаны с исследованием эволюции культуры с этих позиций, были:
- Л. Флобениус,
- А. Бастиан,
- Г. Спенсер,
- К. Бюхнер,
- А. Габино.
В работах этих ученых в разной степени присутствуют элементы биологического подхода к анализу культур. Основная мысль биологического направления – заменить анализ исторических факторов развития культур биологическими. Например, в работах Л. Флобениуса прослеживается попытка отождествить развитие «организма» и культуры, потому что ученый сравнивал культуру и живое существо. В трудах А. Бастиана также находят сравнение элементарных клеточек культуры и клеток живого организма.
Эта идея дала два варианта развития в истории науки. В первом – все этнокультурное многообразие сводится к расовым или антропологическим характеристикам носителей культуры, что привело к появлению расизма. По второму варианту культуру лишают ее исторической специфики, ее особости как формы существования, признавая только отличия от мира животных лишь в количественном отношении.
Порождение идей расизма
Появление расистских концепций было обусловлено тем, что кульутрологи, основываясь на эволюционном подходе, не могли объяснить одновременное существование в мире прогрессивных и примитивных, традиционных, архаических культур. Ведь согласно законам развития, общество должно проходить определенные стадии от менее прогрессивных к более, и тогда «неразвитых» обществ просто не должно было быть. Это дало возможность некоторым ученым рассуждать о существовании высших и низших культур, о наличии у высших другого мышления. Так появились теория существования доброго, честного наивного дикаря и стоящего на более высокой ступени развития европейца.
Отметим, что даже в работах Г. Спенсера и К. Брюхнера, которые всегда были последовательными эволюционистами, есть, во-первых, искаженное отображение особенностей культур неевропейских народов, во-вторых, расовые типы делятся на высшие (европейские) и низшие (неевроппейские).
Особенно популярны идеи расизма были в США, так как они оправдывали отношение к неграм как к низшей расе, требующей постоянной опеки и поддержания их в культурном состоянии.
Французский аристократ и дипломат А. Габино в 1853 году выпускает так называемый манифест «Опыт о неравенстве человеческих рас», в котором различные судьбы стран и народов зависят от расовых особенностей, от специфики организмов, от внешних особенностей. По мнению автора, расы отличаются по красоте, по физическим признакам, по особенности создавать и усваивать культуру. Ну и конечно, пальма первенства принадлежала «белой» расе, элиту которой составляли арийцы, низшей была признана «черная», несколько более развитой оказалась «желтая».
Идея неравенства рас, но только в более наукообразном виде, отображена в работах французского ученого Ж. Ляпужа и немецкого О. Аммона. Они способности человека соизмеряли с длинной головы. Длинноголовые и белокурые, естественно, европейцы, создающие лучшую культуру. «Расовые» концепции отражаются в работах Л. Вольтмана, приверженца превосходства европеоидной, а именно кавказской, расы, Х. Чемберлена, более всего преклонявшегося перед «тевтонской» расой.
Появление теории "негритюда"
В 60-х годах XX века, после второй мировой войны, было освобождено много африканских стран от колониальной зависимости, и здесь создали афроцентристскую концепцию культуры как своеобразную реакцию на европоцентристскую. Ее создал Л. Сенгору, и она получила название «негритюд». Суть ее заключается в утверждении того, что белый человек – это разрушитель, находящийся в дисгармонии с самим собой и природой, а африканская культура является жизнеутверждающей.
Биологическое направление занималось, конечно, не только расовыми проблемами, оно исследовало соотношение в социуме природно-биологического и социокультурного, врожденного и приобретенного, вопрос о наследуемости общеродового культурного опыта человека.