Иоганн Готфрид Гердер ($1744$ – $1803$) – немецкий философ, культуролог, теолог, историк культуры, который основал концепцию исторического понимания искусства, ключевой философ позднего Просвещения, родоначальник направления, изучающего естественное историческое развитие человеческой культуры.
Введение в концепцию
Проследить историю человечества и ее смысл - эту цель и задачу ставит перед собой Гердер, когда обращается к сути соей концепции культуры. Философия истории человеческого рода должна иметь своё начало "в небе", так как Земля не обладает способностями воспроизводить органических существ, а получает возможности от тех сил, которые проходят сквозь мир. Землю, по мнению Гердера, не нужно рассматривать в отдельности, а только в совокупности всех миров, которые ее окружают. Незримые связи соединяю Землю с Солнцем, от которого она получает тепло и свет, жизнь.
Это исток культурологии Гердера. Большое значение в концепции Гердера отводится взаимосвязи природы и культуры. Этот космологический метод Гердер перенял из философии и размышлений И. Канта, которые были представлены в его труде "Всеобщей естественной истории и теории неба" в $1755$ году.
Концепция кульутры
История человечества, по Гердеру, начинается с истории развития природы, она продолжение природы, которая со временем достигает высокого уровня. Человек выступает окончательным звеном эволюции. Культура способствует становлению человека и отличает его от животного. Культура является вторым рождением человека.
Основательно изучая феномен культуры, Гердер выделил в ней два начала:
- Надприродную сущность культуры.
- Историческую причину развития этого феномена.
К элементам культуры Гердер отнес:
- Язык.
- Государство.
- Семейные отношения.
- Религию.
- Искусство.
- Науку.
Гердер писал, что культура
«захватывает человека и формирует его голову и члены его тела».
Только культура становится таким началом, способным объединить людей, делая их частью одного человеческого общества.
Анализ культуры по историко-географическому критерию
Гердер изучает развитие общества с историко-географической точки зрения, шаг за шагом анализируя объединение культурно-исторических регионов, делая акцент на природные условия и те традиции, которые присущи народам в этих регионах.
Гердер выделяет цивилизации:
- Китай,
- Египет,
- Греция,
- Рим,
- славянский мир,
- Германия.
В каждом регионе имеются свои специфические культурные черты, считал философ, которые выражают оригинальность региона, вместе с тем определяют его место в процессе культурно-исторической эволюции.
Большое и обстоятельное внимание Гердер уделял культуре Европы, при этом не являясь европоцентристом, акцентируя внимание на том, что имеются предпосылки из азиатских культур, которые стали основой многих культурных феноменов.
Гердер настаивал на том, что различные типы культуры не должны делить народы на «просвещенные и непросвещённые», отмечая, что нужно учитывать не качество, а количество.
Цепь культуры имеет: «бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем».
Единство человеческой культуры – центр всего учения Гердера, это общая цель всех людей, в которой заключается стремление «обрести истинную гуманность».
Такие взгляды на культуру, ее становление и развитие существенно повлияли этой области гуманитарного знания, позволяя увидеть ее неоднозначную суть и выстроить ее закономерности.