Эдмунд Гуссерль – ($1859 – 1938$) немецкий философ, основатель феноменологии.
Феноменология считается одним из ведущих направлений в философии $20$ века. Буквально феноменология является учением о феноменах. Эдмунд Гуссерль стоял у истоков феноменологии.
Феномен – явление, которое постигается в чувственном опыте.
Гуссерль полагал, что феномен это возникающие в сознании смыслы предметов. Чтобы выявить чистое сознание, необходимо отчистить его от натурализма, психологизма, платонизма.
Гуссерль ставил перед собой задачу построить универсальную науку (универсальную философию и универсальную онтологию), которая будет относится к «всеобъемлющему единству сущего», со строгим обоснованием. Таковой должна быть феноменология.
Философская концепция Гуссерля сформировалась под влиянием ведущих философов и мыслителей 19 века. Особенно отводится роль идеям Бернарда Больцано и Франца Брентано.
Б. Больцано выступал с критикой психологизма, считая, что истины существуют вне зависимости от того, выражены они или нет. Это дало возможность Гуссерлю освободить познавательный процесс от давления психологизма.
Ф. Брентано считал, что интенциональность «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Из этой концепции Гуссерль перенимает его идею интенциональности.
Интенциональность в феноменологии является направленностью сознания на предмет.
Свою оригинальную теорию Гуссерль представил в работах:
- «Логические исследования» $1901$ год.
- «Философия как строгая наука» $1911$ год.
- «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» $1913$ год.
- «Трансцендентальная логика и формальная логика» $1921$ год.
- «Картезианские размышления» $1931$ год.
- «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» $1954$ год.
Своеобразие философии Гуссерля
Особенностью гуссерлианской философии стало то, что она включала в себя качественно новый метод. Сутью этого метода стала фраза: «Назад к вещам!». Чтобы понять, что из себя представляют вещи, так, как их полагал Гуссерль, необходимо обратиться к характеристике «феноменов», явлений, «которые предстают сознанию после осуществления эпохи, то есть после заключения в скобки нагих философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».
Обращаясь к феноменологическому методу, как полагал Гуссерль, возможно постичь сущность вещи, а не факт. Феноменолога не будет интересовать какая-либо нравственная норма, его будет интересовать – почему она является нормой.
Предметом феноменологии является область чистых истин, априорных смыслов. Гуссерль обозначает феноменологии как «первую философию», это наука о чистых принципах сознания, универсальное учение о методе. Познание полагается в качестве потока сознания, который является внутреннеорганизованным и целостным, но независимым от конкретных психических актов, от субъекта познания.
Феноменологический метод нацелен, как считал Гуссерль, на то, чтобы сделать философию строгой наукой, теорией научного познания, которая будет в состоянии предоставить точное представление о «жизненном мире».
Поскольку старая философия не была способна дать глубинного уровня знания, на основе которого человек смог бы благополучно развиваться, то новая философия и новый метод позволят достичь этих глубинных знаний.
Недостаток старой философии порождает, по мнению Гуссерля, кризис в науке европейских стран, о чем свидетельствует его работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».