Характеристика раздела
Морфология культуры – это раздел культурологии, анализирующий структуру культуры как социального феномена, изучающий закономерности ее построения и процессы образования форм культурных явлений.
Внутренняя сила, находящаяся внутри самой культуры, детерминирует ее переход с одной ступени развития на другой, предполагает морфология культуры.
Морфология культуры считает, что внутренние закономерности жизни социума определяют развитие культуры, и, применяя методы аналогии, сравнения и подобные им, выявляет именно те факторы и источники, влияющие на развитие культур, на разные фазы их существования – от появления до исчезновения.
Методы и направления исследования
В качестве основных методов познания выступают структурно-функциональный, семантический и генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Археология, лингвистика и социобиология являются пограничными научными областями. Кроме того, морфология культуры анализирует и описывает вариации культурных форм и артефактов, которые обнаруживаются в зависимости от социальных, исторических, географических особенностей.
Вследствие постоянного развития строения культуры, то динамично и ее функциональное деление: в обществе происходит переоценка ценностей, что-то становится ценным, что-то обесценивается, а что-то может вновь приобрести ценность после временного забвения.
А направления, изучающие культурные формы и артефакты, – это:
- генетическое, занимающееся порождением и становлением культурных форм;
- микродинамическое, определяющее динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений (в это время происходит непосредственная трансляция культурной информации;
- историческое, рассматривающая динамику культурных форм и конфигураций в историческом диапазоне времени;
- структурно-функциональное, выясняющее принципы и формы организации культурных объектов и процессов соответственно задачам удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;
- технологическое, исследующее, как распределяется культурный потенциал в физическом и социокультурном пространстве и времени.
Материальная и духовная культуры выделяются в структуре культуры. Материальная культура представлена культурой труда и материального производства; культурой быта; культурой места жительства; культурой отношения к собственному телу; физической культурой. Духовная культура реализуется в познавательной, интеллектуальной, нравственной, художественной, правовой, педагогической, религиозной культуре.
Современная морфология культуры
Учитывая современный уровень знания, общую морфологическую схему культуры можно представить в виде многоуровневой модели различных связей члена социокультурной жизни. Специализированный, трансляционный, обыденный уровни отражают связи его с окружением. Три культурных модуса представляют собой блоки, это:
- хозяйственная,
- политическая,
- правовая культура, представляющая культурный модус социального устройства.
Искусство, религия, философия, право отражают духовно значимый для социума культурный модус. Образование, просвещение, массовая культура включены в культурные модусы важного социального опыта. Еще выделяется обыденное подобие этих культурных модусов: социальное устройство в виде домашнего хозяйства, нравов, обычаев, морали, нравственности; духовно важное социальное знание в виде обыденной эстетики, суеверий, фольклора, практических знаний и навыков; передача культурного опыта в виде игр, слухов, бесед, советов и под.
Ключевое значение морфологического подхода в науке культурологии заключается в том, что делает возможным выявление пропорций универсального и специфического в строении разных культур.