В культурологии выделяется несколько направлений, в русле которых рассматриваются разные аспекты культурологии. Одним из первых сформировалось общественно-историческое направление. Самыми яркими его представителями были О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский
Немецкий ученый Освальд Шпенглер
Освальд Шпенглер, немецкий историк культуры, в 1918 году выпустил свою книгу «Закат Европы», ставшей мгновенно бестселлером. Ее еще назвали книга-диагноз, потому что автор впервые ставит вопрос о том, какова же судьба культуры Европы, и после рассуждений автор приходит к неутешительному выводу. Шпенглер был приверженцем локальных культур. Новаторство ученого в том, что в каждой культуре он выделяет «душу» и определяет восемь типов «душ»: апполоническую (греко-римскую) египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, византийско-арабскую (магическую), западно-европейскую (фаустовскую), народов майя.
Русская культура, по Шпенглеру, находится только в стадии зарождения. Период существования культуры примерно тысячу лет и зависит она от «внутренней жизненной силы». Сама культура, считает ученый, выступает материальной оболочкой души и проходит все возрастные стадии, свойственный человеку – детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Главным на этапе детства (зарождения) культуры являются мифы и религия. Второй – период возмужалости (зрелости) определяется наукой, художественной культурой и философией, на последнем этапе (старость) на первое место выходит технический прогресс, а спорт и массовая культура заменяют искусство.
Под смертью культуры Шпенглер подразумевал исчерпание «души» и переход ее в цивилизацию, т.е. падение духовных ценностей и сосредоточение на материальных благах. С последней стадией ученый связывал закат Европы. Шпенглер отрицает возможность плодотворного взаимодействия культур.
Английский ученый Арнольд Тойнби
Другим ярким представителем этого направления был английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он занимался проблемами развития мировой культуры. Основная идея ученого – это теория локальных цивилизаций. Он считал, что в мире было порядка 20 цивилизаций, которых связывали военно-торговые отношения и которые проходили одинаковый путь развития от рождения до гибели. Цивилизации отличаются религией и регионом обитания. Тойнби считал православную Россию отдельной цивилизацией.
Ученый считал, что культура – это ответ, который дает творческая натура человека, на природные, социальные и внутренние личные вызовы, которые получает он. Развитие возможно при условии того, если ответ бут найден, причем ответы на одни и те же вызовы могут быть разные – это обеспечивает неединственность культурно-исторического процесса.
Русский культуролог Н.Я. Данилевский
Российский знамениты культуролог Николай Яковлевич Данилевский является автором выделения культурно-исторических типов. Автор выделяет такие самобытные цивилизации (культурно-исторические типы), как:
- египетский,
- китайский,
- ассирийско-вавилоно-финикийский,
- индийский,
- иранский,
- еврейский,
- греческий,
- римский,
- ново-семитический, или аравийский,
- германо-романский, или европейский,
- мексиканский,
- перуанский.
Не успели закончить развитие мексиканский и перуанский культурно-исторические типы, так как они были уничтожены.
Во время его существования, по мысли автора, в культурно-историческом типе можно выделить четыре разряда культурной деятельности:
- религиозную,
- собственно культурную (научное и эстетическое творчество),
- политическую,
- общественно-экономическую.
По активности этих разрядов Н.Я. Данилевский выделяет одноосновные, например, греческий развил только культурную деятельность, двухосновные, например, развил деятельность собственно культурную и общественно-экономическую германо-романский, культурно-исторических типа.
Н.Я. Данилевский считал, что стать первым четырехосновным типом может стать славянский культурно-исторический тип, и тогда Россия станет центром Всеславянского союза.