Мэтью Арнолд – ($1822 – 1888$) английский культуролог, поэт, авторитетный литературовед, эссеист викторианского периода.
Становление творчества
Обучаясь в Оксфордском университете, Арнолд находился под сильным влиянием основателей Оксфордского движения, в частности под влиянием Джона Генри Ньюмана, который был известен как кардинал Ньюман – ключевой деятель религиозной жизни Великобритании.
С этого момента Оксфорд был символом накопления культуры и цивилизации всего человечества, на которые негативно влияют рабочий класс, буржуазия, аристократия. Окончив Оксфорд, Арнолд получил профессию инспектора провинциальных школ, что давало возможность часто путешествовать по стране.
Вершиной его творчества является сборник очерков «Культура и анархия» $1869$ года. В этом труде Арнолд выражает свой пессимистический взгляд на хаос, который несет промышленная революция, за которой стоит рафинированная интеллектуальная аристократия. Арнолд чтит поэзию, которая заменила для современного общества религию, поскольку именно она истолковывает жизнь, содержит в себе моральную поддержку и утешение.
Образцом для современных поэтов, как полагал Арнолд в своих лекциях «О переводах Гомера», являются греческие и римские авторы, в чьих трудах и работах находили вдохновение поэты периода классицизма.
Поэтическое творчество
Дебютом в поэтическом творчестве Арнолда была поэма «Аларих в Риме», которая была посвящена предводителю вестготов, который положил конец Западной Римской Империи. Поэма вышла в свет в $1840$ год. Через 3 года вышла новая поэма Арнолда – «Кромвель», которая освещала революцию $17$ века.
В $1849$ году выходит сборник стихов «Заблудившийся бражник», в котором Арнолд развенчивает мифы об успешном и процветающем периоде Викторианской эпохи. Явного успеха от этих работ творчество Арнолда не получило. Другая работа его творческой биографии $1849$ года – «Эмпедокл на Энте», посвященная великому древнегреческому философу. Славу Арнолд получил только в $1853$ году, после публикации его второго сборника «Стихи».
В стихотворных работах отражается приверженность Арнолда к античности и средневековью, поскольку их гармония ярко противопоставляется современной ему реальности и хаосу.
Эту мысль, а так же многие другие концептуальные идеи Арнольд раскрывает в сочинениях – «Функция культуры в настоящее время» $1865$ года, в этой работе Арнолд анализирует и обосновывает фундаментальную миссию литературного творчества – критику «викторианского мещанства».
Сборник очерков «Культура и анархия» $1869$ года наиболее точно и полно описывает позицию автора, который отстаивал интересы утонченного интеллектуального аристократизма, выражая отношение современников к культуре, описывая ее место в обществе.
Как полагал Арнолд, промышленная революция и тот хаос, который она с собой принесла, не предвещают обществу ничего светлого. Для Арнолда на первый план выступает поэзия и ее возвышенная цель – стать для современников своеобразной религией, в которой скрыты ответы на все ключевые вопросы жизни.
Современники Арнолда бесспорно оценили его вклад в поэзию, назвав его непревзойденным мастером стихосложения, а в $1857$ году Арнолд удостоился честью возглавить кафедру поэтического мастерства в Оксфорде.
Арнолд, как литературовед, интересовался и восхищался творчеством Байрона и Толстого, благодаря чему он выпустил два сборника – «Байрон» $1881$ и «Граф Лев Толстой» $1887$.
После себя он оставил внушительное творческое наследие в виде фундаментальных трудов «Об изучении кельтской литературы», «Литература и догма», «Опыт о критике».