Ариарский Марк Ариевич (1928), советский и российский культуролог, педагог
Путь М.А.Ариарского в прикладную культурологию
Марк Ариевич – это в первую очередь педагог, а потом уже культуролог, хотя разделить эти два понятия применительно к М. Ариарскому практически невозможно.
Детство военное, отрочество и студенчество приходятся на энтузиазм послевоенного восстановления страны. Трудовая жизнь началась в 13 лет. Буквально с пеленок он был приобщен к художественной культуре – его отец был одним из руководителей Комитета по делам искусств Белоруссии.
Вероятно, поэтому Марк Ариевич в 1946 году поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета, а уже на третьем курсе начинает преподавать в одном из ремесленных училищ, в котором находит общий язык с трудными подростками. Следующая ступенька – заместитель директора по культурно-воспитательной работе уже другого училища. Кстати в нем проходил практику Юрий Гагарин, с которым у М. Ариарского сложились очень добрые отношения. Дальше Марк Ариевич становится директором училища-интерната, где учились дети-сироты. И везде педагог пропагандировал педагогику, основанную на доброте, любви к детям.
М. Ариарский становится ведущим специалистом в области профессионально-технического образования. Это ему принадлежит заслуга разработки программы непрерывного образования.
Ученый считал, что в училище нужно совмещать профессиональное и общее среднее образование, потому что специалист «без общекультурного развития и нравственного воспитания потенциально несет в себе глубокую опасность».
Основатель прикладной культурологии
Марк Ариевич является автором такого понятия, как «прикладная культурология». Он не только дал название новому направлению, но и определил содержание в монографии, которая так и звучит «Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики». Она выдержала уже два издания. В качестве объекта этой дисциплины выступает человек. А предметом – процесс формирования культурной среды. Так как это практическое направление, то в результате применения ее методов должен получиться культурный человек и шире – культурные люди, то есть те, которые ее освоили.
Таким образом, прикладную культурологию еще называют мостиком между человеком и культурой. По концепции М. Ариарского, есть закономерности вовлечения человека в мир культуры. По мысли Марка Ариевича, техническое развитие способно убить духовность. По его образному выражению, «культурно насыщенная среда – это попытка обуздать технику эстетическим намордником».
Культурологические подходы к педагогике
М. Ариарский так же является еще и основателем нового подхода в педагогике, который покоится на прикладной педагогике, – «педагогическая культурология». В отличие от многих явлений жизни, которые проявляются естественно, педагогический процесс всегда организован, отсюда педагогическая культурология – это специально организованный процесс освоения только высоких культурных образцов, способных воспитывать нравственных культурных людей. Заявленное и обоснованное в 2012 году ученым направление отражено в монографии «Педагогическая культурология». Основным посылом этого нового направления является призыв к использованию мягких социальных взаимодействий. Педагогическая культурология отвергает культурное насилие, не приемлет авторитарных методов.
Доктор культурологии М.А. Ариарский руководил 122 аспирантами. Которые стали кандидатами наук, консультировал 16 докторских диссертаций. Из 350 опубликованных научных работ 14 монографий.