Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лесли Алвин Уайт, американский антрополог, этнолог и культуролог

Определение 1

Лесли Алвин Уайт – ($1900 – 1975$) этнолог, культуролог, антрополог американского происхождения, сформулировавший термин «культурология», тем самым обосновал ее в качестве самостоятельной дисциплины. Сторонник эволюционизма, основатель неоэволюционизма в культурной антропологии.

Культура - класс предметов и явлений, которые зависят от предрасположенности человека к символизации.

Замечание 1

В $1939$ голу Уайт вводит термин «культурология», чтобы обозначить самостоятельную науку о культуре в составе общественных наук. Это некая интегрированная область знания, исследующая отдельные феномены культуры, в основе которой находится философия, история, психология, этнография, социология, религиоведение, искусствоведение.

С точки зрения Уайта, культура – способность человека к созданию символов. Культура представляется как интегрированная система, в нутрии которой Уайт формирует ещё 3 подсистемы:

  • Технологическая культура
  • Социальная культура
  • Идеологическая культура

Ключевые произведения

  • «Наука о культуре» $1949$
  • «Эволюция культуры» $1959$
  • «Концепция культурных систем» $1975$

Концепция культурной эволюции

В рамках антропологической дисциплины Л. Уайт сформировал новый подход – культурный эволюционизм.

Культурный эволюционизм – концепция, основанная на базе понятия эволюции культуры. Это итог переоценки идей классического эволюционизма. Как полагал Уайт, своеобразие культурной эволюции сводится к тому, что из одной формы культуры возникает другая. В связи с этим он ввел новое обозначение культуры, утвердил понятие «культурология», сформулировал для нее предметную область как науки, обосновал метод системного подхода к ее изучению.

Научный вклад Уайта

  1. Возродил, реабилитировал, переработал концепцию культурной эволюции, которую подкрепил достаточно большим объемом фактов
  2. Развил и дал точное определение термина «культура», которая стала главным объектом антропологического исследования
  3. Разработал тезис о том, что культуре необходимо отвести самостоятельную область для изучения, сформировав науку – культурологию, которая понимается, как один из внушительных разделов антропологии.
  4. Создал новую теорию понятия культуры.
«Лесли Алвин Уайт, американский антрополог, этнолог и культуролог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Истоки переосмысления культуры и культурного эволюционизма

Замечание 2

Большую роль в развитии новой культурологической концепции Уайта сыграли его полевые исследования индейцев, изучение трудов Л. Моргана и Э. Тайлора, которые обратили его взгляды на теорию эволюционизма и внесли свою лепту в осмысление культуры.

В процессии путешествия по Грузии и России, Уайт познакомился с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности с моментами, которые касались развития цивилизации. Другим фактором формирования точки зрения Уайта было влияние теоретического представления А. Кребера и его статьи «Надорганическое» 1917 года, Э. Дюркгейма, В. Оствальда.

Как сообщил Г. Барнс:

«эти люди помогли ему увидеть необходимость и целесообразность специальной науки для изучения природы и развития культуры, которую он окрестил культурологией».

Уайт придерживался данного Тайлором определения «культуры», считая себя приверженцем и последователем данной традиции.

Определение 2

Уайт писал, что культура – это исключительно человеческий феномен, поскольку только человек может создавать и воспринимать символы, иными словами, человек обладает «способностью к символизации».

Это основное условие происхождения и существования культуры. Культура находится в прямой зависимости от символов, благодаря которым культура продолжает себя:

«в слове было начало культуры – а так же и ее продолжение».

Поскольку культура – это нечто уникальное, то исследовать ее необходимо с помощью специальной науки – культурологи.

Энергетическая концепция культурной эволюции

Согласно воззрениям Уайта, культура должна осмысливаться из нее самой, и тех законов и принципов, которые лежат в ее основе. Законы культурных явлений анализируются на фундаменте изучения принципов взаимоотношений культурных элементов и ее систем.

Уайт утверждает, что человеческий род является единым целым, из чего вытекает следствие, что можно говорить о единой культуре человечества, состоящей из различных культур и традиций. Следовательно, можно развить концепцию касательно общих черт и закономерностей развития культуры.

Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot