Лесли Алвин Уайт – ($1900 – 1975$) этнолог, культуролог, антрополог американского происхождения, сформулировавший термин «культурология», тем самым обосновал ее в качестве самостоятельной дисциплины. Сторонник эволюционизма, основатель неоэволюционизма в культурной антропологии.
Культура - класс предметов и явлений, которые зависят от предрасположенности человека к символизации.
В $1939$ голу Уайт вводит термин «культурология», чтобы обозначить самостоятельную науку о культуре в составе общественных наук. Это некая интегрированная область знания, исследующая отдельные феномены культуры, в основе которой находится философия, история, психология, этнография, социология, религиоведение, искусствоведение.
С точки зрения Уайта, культура – способность человека к созданию символов. Культура представляется как интегрированная система, в нутрии которой Уайт формирует ещё 3 подсистемы:
- Технологическая культура
- Социальная культура
- Идеологическая культура
Ключевые произведения
- «Наука о культуре» $1949$
- «Эволюция культуры» $1959$
- «Концепция культурных систем» $1975$
Концепция культурной эволюции
В рамках антропологической дисциплины Л. Уайт сформировал новый подход – культурный эволюционизм.
Культурный эволюционизм – концепция, основанная на базе понятия эволюции культуры. Это итог переоценки идей классического эволюционизма. Как полагал Уайт, своеобразие культурной эволюции сводится к тому, что из одной формы культуры возникает другая. В связи с этим он ввел новое обозначение культуры, утвердил понятие «культурология», сформулировал для нее предметную область как науки, обосновал метод системного подхода к ее изучению.
Научный вклад Уайта
- Возродил, реабилитировал, переработал концепцию культурной эволюции, которую подкрепил достаточно большим объемом фактов
- Развил и дал точное определение термина «культура», которая стала главным объектом антропологического исследования
- Разработал тезис о том, что культуре необходимо отвести самостоятельную область для изучения, сформировав науку – культурологию, которая понимается, как один из внушительных разделов антропологии.
- Создал новую теорию понятия культуры.
Истоки переосмысления культуры и культурного эволюционизма
Большую роль в развитии новой культурологической концепции Уайта сыграли его полевые исследования индейцев, изучение трудов Л. Моргана и Э. Тайлора, которые обратили его взгляды на теорию эволюционизма и внесли свою лепту в осмысление культуры.
В процессии путешествия по Грузии и России, Уайт познакомился с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности с моментами, которые касались развития цивилизации. Другим фактором формирования точки зрения Уайта было влияние теоретического представления А. Кребера и его статьи «Надорганическое» 1917 года, Э. Дюркгейма, В. Оствальда.
Как сообщил Г. Барнс:
«эти люди помогли ему увидеть необходимость и целесообразность специальной науки для изучения природы и развития культуры, которую он окрестил культурологией».
Уайт придерживался данного Тайлором определения «культуры», считая себя приверженцем и последователем данной традиции.
Уайт писал, что культура – это исключительно человеческий феномен, поскольку только человек может создавать и воспринимать символы, иными словами, человек обладает «способностью к символизации».
Это основное условие происхождения и существования культуры. Культура находится в прямой зависимости от символов, благодаря которым культура продолжает себя:
«в слове было начало культуры – а так же и ее продолжение».
Поскольку культура – это нечто уникальное, то исследовать ее необходимо с помощью специальной науки – культурологи.
Энергетическая концепция культурной эволюции
Согласно воззрениям Уайта, культура должна осмысливаться из нее самой, и тех законов и принципов, которые лежат в ее основе. Законы культурных явлений анализируются на фундаменте изучения принципов взаимоотношений культурных элементов и ее систем.
Уайт утверждает, что человеческий род является единым целым, из чего вытекает следствие, что можно говорить о единой культуре человечества, состоящей из различных культур и традиций. Следовательно, можно развить концепцию касательно общих черт и закономерностей развития культуры.