Культурное наследие: сущность понятия
В эпоху глобализации особенную актуальность приобретает проблема культурного наследия. Культурологи, социологи и другие специалисты гуманитарного научного профиля разрабатывают критерии и направления исследования культурного наследия, определяют основные его приоритеты.
Культурное наследие определяется как цивилизационная ценность, содержащая духовную, экономическую, социальную составляющие. Известный культуролог Э.А. Баллер определяет культурное наследие как совокупность культурных ценностей. Элитарная культура, создаваемое ею элитарное искусство, является фундаментом, на котором создаются сейчас и будут создаваться впредь человеческие ценности, способствующие духовному развитию человечества. Так, тысячелетия назад эпоха Античности создала неумирающие образцы художественного искусства, к которым человечество до сих пор обращается, черпая вдохновение и ощущая тот богатейший духовный потенциал, который перерабатывается, переживается и раскрывается все новыми гранями уже давно известного.
Ценностное содержание культурного наследия
Культурное наследие в своем содержание имеет совокупность ценностей, его можно выявлять по следующим признакам:
- Фундамент объектов культурного наследия составляют культурные ценности, признаваемые большей частью общества.
- Культурное наследие содержит в себе огромный культурный потенциал, что позволяет человечеству перенимать положительный опыт прошлого, черпать в нем вдохновение, переосмысливать и по-новому переживать, создавая новые идеи и новые смыслы, поддерживать традиции и обычаи предков, сохранять родную культуру, передавая ее следующим поколениям.
- Культурное наследие существует вне времени и пространства, оно не теряет своей актуальности в разные исторические эпохи, в разных странах.
Функции ценностного отношения к культурному наследию в структуре личности
Сформированное ценностное отношение к культурному наследию способно выполнять определенные функции в структуре личности. Так, В.В. Матаев выделяет следующие:
- Информационную, реализующуюся в фиксации информации о ценности культурного наследия.
- Функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о ценности культурного наследия.
- Смысловую, которая определяет поиск, осознание и выявление личностных ценностей культурного наследия.
Все перечисленные функции существуют в структуре личности в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.
Значение формирования ценностного отношения к культурному наследию для личности
Многие исследователи утверждают, что формирование ценностного отношения к каким-либо аспектам, объектам и явлениям бытия, представляет собой одну из форм освоения действительности. Более того, развитие ценностного отношения к действительности происходит параллельно с развитием личности в целом, формируя ее мировоззренческие основы.
Учитывая вышесказанное, нам хотелось бы отметить, что в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание процессу формирования ценностного отношения к национальному культурному наследию у подрастающего поколения. В эпоху глобализации эта задача входит в число актуальных задач современного образования. Процесс формирования ценностного отношения, как нам представляется, наиболее продуктивно может быть осуществлен в рамках дисциплин гуманитарного цикла.
Цель образовательной системы России заключается не только в формировании определенного набора компетенций, отвечающим стандартам по объему знаний, умений и навыков. Вместе с тем, перед педагогом ставится задача сформировать свободную, ответственную, духовно богатую личность, которая будет способна на гармоничное взаимодействие с окружающим миром, понимая его ценности и оберегая их.
Ценностное отношение к сторонам окружающего мира начинает складываться у ребенка в раннем детстве. По мере развития ребенка отношения с окружающим миром усложняются, приобретают различные оттенки и градацию. Важно, чтобы на раннем этапе развития у ребенка формировалось ценностное отношение к окружающему миру не только сквозь личную призму ценностей, но и социальных ценностей. Поэтому важным фактором социализации личности выступает знакомство детей с объектами культурного наследия. Для этого может быть использован как краеведческий материал, так и информация о мировом культурном богатстве.
Знакомство ребенка с культурным наследием помогает ему понять важность и значение культурного исторического прошлого для настоящего и будущего.
Наиболее продуктивные периодом освоения и личностного оценивания культурного наследия является младший школьный возраст. Конечно же, человек на протяжении всей жизни осваивает культурный опыт прошлого, но ранний возраст – это то золотое время, когда усвоенные знания, приобретенный опыт, впечатления остаются в памяти навсегда и участвуют в дальнейшем формировании личности.
Важность приобщения ребенка к культурному наследию, а также к региональному культурному наследию отражена в современной системе школьного воспитания и образования, в Законе РФ «Об образовании», где особо выделяется национально-региональный компонент содержания образования. Разрабатываются новые подходы в воспитании, предусматривающие, в числе задач, и воспитание жителя определенного региона. В школьную программу вводятся специальные краеведческие курсы, цель которых заключается в знакомстве детей с родным краев, его культурой и историей.
Таким образом, культура – это способ выживания и развития. Поэтому главное отличие мира культуры от мира иной природы состоит в том, что, если в живой природе уже заложен процесс сохранения вида посредством генетического наследования и воспроизводства потомства, то сохранение мира культуры возможно в том случае, если человек осознает всю нужность и важность культурной преемственности.
Познание и оценивание с личных позиций культурного наследия родного региона происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте наблюдается рост познавательно-интеллектуальных сил, становление эмпатийно - рефлексивных качеств личности, закладывается представление о социальных ценностях. Поэтому краеведческое образование целесообразнее начинать уже в младших классах.