Общие замечания
Советская власть, взяв за основу девиз «все до основания мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир построим…» начала проводить в жизнь новую культурную политику, в итоге должен был быть построен совершенно новый тип культуры – пролетарский. В его основе лежали идеи марксизма. Воспитание нового типа человека, всеобщая грамотность и просвещение, создание монументальных художественных произведений, в которых воспеваются трудовые подвиги простых людей – вот основные постулаты строящегося нового типа культуры. Пролетарская культура создавалась, чтобы сменить дворянскую и буржуазную культуры, которые в России еще и не успели сформироваться.
Большевиками был инициирован великий перелом – культурная революция насаждалась сверху и сопровождалась неограниченной модернизацией.
Все делалось быстро: создали под руководством А.Б. Луначарского Государственная комиссия по просвещению, которая должна была руководить культурой и контролировать ее. Появился отдел в Наркомпросе, который управлял делами культуры национальных меньшинств. На месте упраздненных общественных, профессиональных и творческих организаций, типа Союза деятелей художественной культуры, образовывались новые:
- «Долой неграмотность»,
- Союз безбожников,
- Общество друзей радио,
- и им подобные.
Особенности нового быта
Новые культурные веяния отразились и на культуре быта. Так, осуждалось мещанство, умеренность и индивидуализм. Например, до середины 30-х годов партийная интеллигенция, ориентируясь на В. Маяковского, пыталась создать модель новой семьи, которая была бы свободна от ревности, предрассудков, и не ориентировалась на традиционные принципы отношений между женщиной и мужчиной.
Во второй половине 30-х все вернулось на круги своя: возвращаются идеалы семьи, профессионализм, ценность классического образования. Меняются вкусы, манеры поведения, обиход. В СМИ обсуждается проблема понимания, какого человека считать культурным. Появляются модные журналы, и открывается Московский институт косметики и гигиены.
Женщины озаботились своими прическами, нарядами и парфюмерией, а мужчины – воспитанием изысканных манер, потому что в это время в культуре быта особенно важной была забота о внешности и личной гигиене. Кстати, в 1936 году СССР превзошел Францию по выпуску парфюмерии и занял третье место в мире после Америки и Англии.
На смену военной форме пришла одежда гражданского типа. А в быту появились вещи, которые до этого времени не были даже известны народным массам (рабочий класс страны, который пополнялся в основном за счет беднеющей деревни, жил в бараках, коммунальных квартирах, общежитиях): этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры, белоснежные занавески, скатерти и подобное.
Культурным человеком в то время считался человек, который не только был образцовым тружеником, но и в быту так же был образцовым, т.е. он соблюдал правила общежития, помогал товарищам, активно участвовал в субботниках.
Жены руководящих работников промышленности развернули «движение общественниц», они занимались внедрением культуры в рабочую массу. Их деятельность в основном была практической: уничтожали грязь и бескультурье в бараках рабочих семей, старались как-то сделать лучше рабочий быт.
Постепенно в быт советских людей стали возвращаться старые ценности. Так, А.С. Пушкин объявляется достоянием народа и образцом гражданина, а его язык – речевым каноном. Приветствуется чтение классической литературы.
Однако вскоре под культурным образованием стало подразумеваться знание основ марксизма и воспитание большевистской сознательности. Галантность стала осуждаться, а ей на смену пришла партийная сознательность.