Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Историческая этнография

Зарождение этнографии

Определение 1

Этнография – это наука, изучающая происхождение, состав, менталитет и культуру разных народов и этнических образований.

Этнография. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этнография. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Еще в Древнем Египте описывались проживающие по соседству народы, а записи делали на гробницах. На основе метода наблюдения первым описал народы Геродот, а римские историки Демокрит и Полибий обобщили эти этнографические сведения. Существующие различия между людьми Гиппократ объяснял географическими условиями. Цезарь сравнил германские племена с кельтами, а Корнелий Тацит собрал большой материал о народах, живущих в Британии и Германии.

О племенах склавинов и антов, живших в Средневековье, написано в трудах Прокопия Кесарийского, где он рассказывает об их внешности и культуре. «Книга Марко Поло», широко распространившаяся по Европе, написана автором, прожившим четверть века в Китае.

Крестовые походы того времени представляют большую ценность для этнографической науки. Историю народов Венгрии после нашествия монголов изучал монах Юлиан. О народах Персии и Индии оставил свои записки Афанасий Никитин.

В период эпохи Великих географических открытий появляются первые этнографические записи о ранее никому не известных землях. Интересные сведения о Новом Свете оставили Диего де Ланда и Педро Мартира. Таким образом, материал о народах, живущих на открытых землях, постепенно накапливался.

Известнейшим этнографом того времени, вернее предшественником современных ученых в этой области был Бернардин де Саагуна, оставивший после себя фундаментальные работы.

В XVIII-XIX столетии этнографы продолжают изучать народы, в это время Пьер де Шарлевуа обратил внимание на то, что у племен, проживающих на территории Северной Америки, действует система матриархата. Продолжается изучение народов Австралии и Океании, Азии и Африки.

«Историческая этнография» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Большой вклад в развитие этнографии внес Д. Кук. На политической карте того времени появляются новые названия «Полинезия», «Австралия», которые вводит Шарль де Бросс.

Благодаря братьям Гримм в этнографии зарождается мифологическое направление.

Во второй половине XIX века в этнографии развивается эволюционная школа, основоположником которой считают Э. Тейлора. Представителями этой школы были Г. Спенсер, Л. Морган, Д. Фрэзер.

Эволюционисты считали человека основным этнографическим предметом, поэтому они развивали следующие положения:

  • развитие культуры происходит прогрессивно от первобытного к современному периоду;
  • уровень культуры зависит от различий между этносами;
  • элементы культуры каждого конкретного народа унаследованы, либо изобретены, либо заимствованы.

Контакты между этническими группами способствуют распространению культуры – это точка зрения щколы диффузионизма, считавшей, что основным предметом является не человек, а культура.

Представители антропогеографической школы, основателем которой был Ф. Ратцель, выдвигали закономерности культурных явлений по зонам и странам.

В школе Л. Фробениуса считали, что культура является живым существом, поэтому возникло учение о «душе культуры», а сам Фробениус применил метод картографирования культурных явлений.

Конец XIX века отмечается зарождением социологической школы, которая считает человеческое общество основным предметом этнографии. Главным представителем этого направления был Э. Дюркгейм.

Развитие этнографии в России до революции 1917 г.

Ещё в древнерусских летописях, в «Слове о полку Игореве» содержались сведения о языках и обычаях народов, населяющих Восточную и Западную Европу.

Сибирские летописи XVII века содержат сведения о народах Сибири. Важным является труд С.У. Ремезова, который составил первый сибирский атлас, на карты которого были нанесены названия сибирских народов. Одной из первых специальных этнографических работ, является книга Г.И. Новицкого, повествующая о хантах.

Важнейшей задачей Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. была задача изучения народов Сибири. Крашенинников С.П. бывший участником этой экспедиции, оставил описание Камчатки.

Академические экспедиции 1768-1774 гг. позволили собрать многочисленные материалы по этнографии России, среди них «Дневные записки» И. И. Лепехина, сведения о монгольских народах П.С. Палласа, описание остяков и самоедов В.Ф. Зуева.

Весь накопленный материал был обобщен в четырехтомном сводном труде И.И. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов».

Важным историко-географическим и этнографическим событием в начале XIX века были кругосветные плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Эти русские путешественники исследовали архипелаги Тихого океана и быт населяющих их аборигенов.

Термин «этнография» появился в России в 40-е годы XIX века, когда возникла потребность в оформлении этнологии как самостоятельной науки.

По инициативе передовой русской интеллигенции в России в 1845 г было основано Русское географическое общество, при котором было открыто отделение этнографии, и русская этнология начала свое развитие в системе географических наук.

Разрабатывались теоретические основы этнографии, но представители либерально-буржуазного направления ограничивали задачи этнографии и сводили их к историко-познавательным целям.

После отмены крепостного права этнография стала изучать общественный и семейный быт, сельскую общину, юридические обычаи, народное творчество, а с 1870-х годов активизируется изучение зарубежных стран.

В истории этнографии особое место занимают исследовании Н.Н. Миклухо-Маклая, всю жизнь изучавшего население Океании.

Общая картина состояния этнографии накануне Октябрьской революции в теоретическом отношении была очень пестрой, поэтому для того чтобы весь имеющийся огромный материал привести в стройную систему, требовались новые методы исследования и обобщения.

Советский период в развитии этнографии

Этнография опиралась на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной этнографии, и октябрьская революция создала благоприятные условия для её развития.

Определяющую роль в этом сыграла тесная связь с практическими задачами многонационального молодого советского государства. Создавались национальные области и округа, шло преобразование культуры и быта отсталых народов, а это требовало углубленного из изучения.

По изучению населения разных районов страны была создана в 1917 г специальная Комиссия, на базе которой в 1930 г возник институт по изучению народов СССР.

В 1926 г издавался журнал «Этнография», в 1933 г в Ленинграде организован институт антропологии, археологии и этнографии, на основе которого в 1937 г создан Институт этнографии АН СССР.

После революции в этнографической науке начинает формироваться историко-материалистический подход к исследованию первобытного общества и культуры – этими вопросами занимаются П.И. Кушнер и В.К. Никольский.

В 30-е годы идут дискуссии об утверждении марксистских принципов. Теоретической базой исследований стали работы В.И. Ленина по национальному вопросу.

В основе этнографических работ этого времени лежала марксистско-ленинская методология, а внимание этнографов было обращено на вопросы общественного строя, различных форм патриархальных и патриархально-феодальных отношений.

В 50-70-е годы XX века в этнографии наметились два основных направления исследований – проблемы первобытной истории и историко-этнографическое изучение народов мира.

Исследования этого периода разворачивались в институте этнографии АН СССР и многочисленных научных учреждениях страны.

Изучение истории первобытного общества и собранный обширный материал свидетельствовали об исторической универсальности этого строя.

Исследования показали, что современные народы имеют смешанный состав, что отвергает измышления о «расовой чистоте» отдельных народов, их «национальной исключительности».

Советские этнографы большое внимание уделяли исследованию материальной культуры – изучали историю поселений, жилище, одежду народов СССР и зарубежных стран.

Для обобщения накопленного материла по истории материальной культуры народов, населяющих СССР, были созданы специальные историко-этнографические региональные атласы.

Развивались не только этногеографические исследования, но и этнодемографические.

Советские ученые-этнографы разработали учение о хозяйственно-культурных типах для понимания общих закономерностей развития культуры в целом и у отдельных народов.Велась теоретическая работа над такими понятиями, как «этнос», «этническая общность», «этнические процессы».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot