Понятие анимизма
Анимизм – (от лат. Animus - душа) вера в одушевлённость предметов, это неотъемлемая часть любой первобытной культуры.
В представлении древних людей душа имелась у всего: у неба, солнца, грома, молнии, радуги, дождя, реки, камня, леса, дерева и т.д.
Анимизм в учении Э. Тайора
Эдуард Тайлор – первый ученый, который ввёл термин во всеобщее использование в науке, понимая его в качестве первоначальной стадии развития религии у первобытных людей.
Тайлор выделял $2$ ключевые разновидности анимизма:
- Верования о душах и духах, которые связаны с телом человека
- Верования в духов, которые ведут независимое существование.
По мнению Тайлора, анимизм это «минимум религии», полагая, что религии, примитивные или развитые, имеют свои истоки в анимистических воззрениях.
Собрав и изучив огромное количество этнографических и исторических материалов, Тайлор заключил, что все народы объединены друг с другом в прогрессивный развивающийся ряд. Проводя анализ первобытной мифологии и религии, Тайлор применяет термин «анимизм». Тайлор считал, что первобытные люди уже тогда имели своеобразное представление о душе, которая способно покидать тело. На этом основании зародилась идея отдельно существующих духовных субстанциях, духах, которые стали олицетворять природные силы.
Кроме того Тайлор привёл убедительные доказательства, что анимизм тесно связан с фетишизмом – верой в сверхъестественные возможности неодухотворённых вещей, а так же с тотемизмом – верой в сверхъестественную связь человека, общины с животными «родственниками», растениями и неодухотворенными вещами.
Таким образом, установилась связь религиозных представлений и культов, которые сыграли главную роль в становлении духовности и формировании культуры.
Этнографы и религиоведы полагают, что до анимизма господствовала вера во всеобщую одушевленность природы.
Анимизм так же рассматривается в качестве представления о безличность силе, которая оживотворяет природу, влияя на жизнь человека. Эта сила несла с собой удачу для людей. Так духи природы могли быть покровителями целых семей, народов, племен, общин. У духов имелись свои собственные имена. В мире духов имелась своя иерархия, были важные и менее важные духи.
Особенность мышления древнего человека нашла своё отражение в мифологии, которая могла пояснить необъяснимые события, явления.
Характеристика термина «анимизм»
Термин «Анимизм» появился в научных исследованиях германского ученого Георга Шталя в $1709$ году, который дал ему следующее определение:
«верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов».
Современные исследования характеризуют анимизм как веру в существование нематериальных духов.
Анимизм – первая и всеобъемлющая религия.
Черты анимизма усматриваются у всех первобытных народов, живущих на разных материках.
Поклонение духам в наше время тоже становится неотъемлемым элементом верований различных народов. В племенах Центральной Индии существует вера в духов, населяющих леса и джунгли, горы и реки.
Жители Адаманских островов имеют свои представления о духах, которые характеризуют природные силы и явления: ветер, течения, солнце, месяц.
Анимисты верят в то, что человек может жить в загробной жизни, поскольку вместе с физическим миром имеется потусторонний мир. Души после смерти либо отправляются в мир загробный, либо вселяются в животных или предметы.
Поэтому многие ритуалы сосредоточены на задабривании духов, чтобы они не могли или не стали причинять вред человеку. Ключевая идея анимизма – перевоплощение, которая утверждает, что душа без тела может перевоплотиться в другого человека или животного.