Общая характеристика
Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр. Renaissance), пришедшая на смену эпохе Средних веков, – это эпоха, которая в истории культуры Европы имеет огромное значение. Она характеризуется светским характером, гуманизмом, антропоцентризмом возрождением интереса к античной культуре, что объясняет появление термина Возрождение.
Появление нового направления в культуре явилось результатом тех изменений, которые происходили в Европе в области общественных отношений.
Важную роль в его формировании сыграл тот факт, что после падения Константинополя, византийцы, являвшиеся носителями античной культуры, бежали в Европу, принеся с собой идеалы, незнакомые средневековой Европе.
В противовес средневековой культуре, с ее аскетизмом и смиренностью, с ее иерархической системой ценностей возникает новое общественно-философское движение – гуманизм, который как высшую ценность рассматривал человека, его личность и его свободу, его созидающую деятельность.
Новое мировоззрение в поисках примера гуманистических отношений обратилось к античности. В распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе важную, если не решающую роль сыграло изобретение в $XV$ в. книгопечатания.
Еще в $XIII-XIV$ вв. в Италии появились первые признаки нового направления в культуре, но окончательно установилось Возрождение здесь только с 20-х годов $XV$ в. В других странах Европы – Франции, Германии и т.д. – оно началось значительно позже. Своего высшего расцвета Возрождение достигло к концу $XV$ в., а в следующем столетии назревает кризис идей Ренессанса, в результате которого возникло барокко и маньеризм.
Характеристика периодов Возрождения
В науке принята следующая периодизация эпохи Возрождения:
- Проторенессанс (2-я половина $XIII$ века — $XIV$ век);
- Раннее Возрождение (начало $XV$ — конец $XV$ века);
- Высокое Возрождение (конец $XV$ — первые 20 лет $XVI$ века);
- Позднее Возрождение (середина $XVI$ — 90-е годы $XVI$ века).
Проторенессанс явился предтечей Возрождения, тесно связанным с культурой средневековья, византийскими, романскими и готическими традициями.
Искусство Проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре, где известны такие имена, как Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано. В живописи центральной фигурой стал знаменитый Джотто, считавшийся реформатором живописи, который наметил новое направление развития живописи, заключавшееся в переходе от плоскостного изображения к объемному, наполнении религиозных форм светским содержанием и нарастании реалистичности.
В Италии период Раннего Возрождения приходится на период с 1420 по 1500 г годы. Если в начале этого периода искусство еще не вполне освобождается от влияния средневековых традиций, хотя элементы классической древности в нем уже заметны. Позже под влиянием все более изменяющихся условий жизни, художники начинают активно использовать образцы античного искусства.
В других странах традиции готического стиля держались значительно дольше. В других странах Европы Возрождение наступает только в конце $XV$ столетия, и его ранний период длится до середины следующего века.
Третий период Возрождения, который принято называть Высоким Возрождением, является временем расцвета этого стиля. В Италии этот период приходится на 1500-1527 гг. в это время в Риме создаются монументальные здания, прекрасные скульптурные произведения, пишутся картины, вошедшие в мировую сокровищницу искусства. Итальянские скульпторы и живописцы основательно изучают античность, однако подражание древним не заглушает в них самостоятельности.
На этот период приходится творчество трех великих итальянских мастеров, знаменующих апофеоз Ренессанса – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти.
Позднее Возрождение представляет собой кризис эпохи Ренессанса и приходится на вторую половину $XVI$ в. Разнообразие проявлений искусства и культуры этого времени не позволяет однозначно характеризовать их. Контрреформация, которая утвердилась в Южной Европе, не принимала идеалов античности, составлявших основу Ренессанса.
Общее ощущение кризиса привело к появлению маньеризма – искусства изломанных линий и надуманных цветов. Но в это время работали и Тициан, Палладио, Корреджо, чье творчество трудно связать с кризисными явлениями этого периода.