Предпосылки появления эпохи Просвещения
Всего столетие в промежутке между Английской Буржуазной революцией 1689 года и Великой Французской революцией 1789 года занимает эпоха, названная веком Просвещения.
Истоки идеологии и определение основных ценностей эпохи следует искать в предшествующих эпохах.
Социально-экономические можно обнаружить в кризисе феодализма, который начался за триста лет до этого, и зарождение и развитие капиталистических отношений в $XIV$ веке в Западной Европе.
Можно обнаружить и политические предпосылки в виде философского учения деизм, суть которого заключается в соединении веры в бога и развитии науки, т.е. бог создал вселенную, а затем она стала развиваться естественным путем. Кроме того, появился механический материализм, базирующийся на научном познании мира.
Эти предпосылки и явились основанием для формирования особой культурной эпохи Просвещения.
Общая характеристика европейского просвещения
Под европейским просвещением понимают заключающееся в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях широкое идейное и общественно-культурное движение.
Две особенности наиболее ярко характеризуют содержания просвещения:
- Просветители стремились к социальному и нравственному идеалу. То есть они хотели построить некое идеальное «царство разума», где и люди были бы совершенными, и общество было бы справедливым: интересы личности и общества должны были ли быть гармоничными.
- Просветители были уверены, что достижение этого идеала лежит через образование, просвещение, воспитание масс. Они свято верили, что можно построить идеальное общество, если изменить социальный и политический строй, поэтому эпоху Просвещения еще называют золотым веком утопии. Ни до, ни после этого периода не рождалось столько публицистических и литературных произведений, в которых описывалось идеальное общество. Это обусловлено тем, что просветители считали, все свойства натуры человека обусловлены средой и обстоятельствами, и это заставляло размышлять, как создать такие условия, чтобы человек был гармоничным. Идеалами этой эпохи были свобода, мировое ненасилие, равенство, братство, благосостояние и счастье людей.
Утопические идеи просветителей были так популярны, что их следы обнаруживаются, в таких прагматических сочинениях, как, например, Декларация независимости США, которая начиналась словами: «Все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами».
Культура эпохи Просвещения
Отметим основные культурные черты этой эпохи.
Идеи деизма способствовали возможности критиковать религиозный фанатизм, разводить науку и религию, т.е. смотреть на развитие окружающего мира не через призму христианских догм.
Как следствие религиозные начала начали вытесняться из всех аспектов культуры.
Просветителям был свойствен космополитизм: они были убеждены в равенстве всех наций и осуждали национализм.
В эпоху Просвещения наблюдается расцвет математики и естественных наук. Вообще, в тот период наука становится достоянием всего общества, а не узкого круга ученых. Как и философские проблемы, научные обсуждаются в светских салонах. А ученые пытаются доступно изложить научные достижения в энциклопедиях и популярной литературе.
Большое значение в идеологии просветителей играл разум, так как только с его помощью можно познать окружающий мир. Путь развития европейской цивилизации ими виделся только через разум.
Особая роль отводилась воспитанию и образованию: считалось, что через два поколения при условии обучения в специальных школах, можно будет вырастить такое, которое сможет построить идеальное общество.