Общие замечания
$XI – IX$ века до н. э. называют гомеровским, или предполисным, периодом древнегреческой истории. Он так называется, потому что связан с жизнью и деятельностью легендарного слепого певца Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи». Это время предшествует появлению городов-государств – полисов.
В это время снова начинает постепенно разлагаться родовой строй, начинает формироваться и характерная для Древней греции религия, ее еще называют олимпийской. Древние греки были убеждены в том, что на заснеженной вершине горы Олимп живет главный бог Зевс-громовержец и их другие боги.
Черты культуры гомеровского периода
Процесс развития древнегреческой культуры во время после Микен столь сложен и противоречив, что его однозначно оценить невозможно. Стадия общественного развития греческого социума этого периода так же определяется учеными по-разному. Убедительнее всего выглядит точка зрения отечественных ученых, доказавших, общество гомеровского периода проходило заключительную первобытную стадию, подходя к цивилизационной эпохе.
Об этом времени можно получить информацию, изучив поэмы Гомера, появившиеся в конце $VIII$ в. до н.э. В них повествуется о Троянской войне конца $XIII$ в. до н.э. и о возвращении Одиссея после нее домой. Причем автор описывает события крито-микенской эпохи, но переносит их в более позднюю историческую эпоху. Произведения в целом изображают общество более примитивной культуры, нежели та, которая отображена в памятниках крито-микенской цивилизации. Гомер своих героев, царей и представителей знати, селит в деревянные дома, которые окружены частоколом и совершенно непохожи на дворцы крито-микенских царей.
Общество, которое описывает поэт, неграмотно. Оно называет «зловещими знаками» знаки, принадлежащие письменности других народов, потому что для них они непонятны, таинственны.
В это же время формируется и языческая религия древних греков. Ее особенностью было наличие в каждой общине бога-покровителя. Он защищал членов общины от злых дел и враждебных помыслов людей и богов, потому что был сильнее и могущественнее имевшихся во множестве богов и богинь рек, рощ, источников. Власть бога-покровителя распространялась только на определенную общину, т.е. это была эпоха культа местных богов. Этот культ отражал изолированность маленького социума (общины), который вынужден, ради выживания в условиях борьбы с темными силами природы и отражения натисков враждебных соседей, напрягать все свои сылы.
Культ предков так же был характерной чертой древнегреческих религиозных верований того времени. Важная роль отводилась погребальным церемониям и играм. В этом культе выразилась та духовная атмосфера, которая царила в греческом обществе того периода, когда подходили к концу первобытные отношения и когда уже начиналось формирование основополагающих морально-этических норм нарождающейся цивилизации.
Итак, гомеровский период характеризуется, с одной стороны, полным разрывом с традициями дворцовой жизни бронзового века, а с другой – реализацией в новых формах того огромного потенциала, который был накоплен греческим обществом в прошлые периоды истории.
Искусство и материальная культура гомеровского периода
В материальной культуре, как, впрочем, и в искусстве, особых достижений не было. Отметим только, что определенный прогресс отмечен во всех сферах хозяйствования, где было использовано железо: создавалось более совершенные орудия труда, внедреялись новые приемы и технологии в разные ремесла и сельское хозяйство.
Описываемый период дал нам не очень много памятников. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, поэтому даже монументальная скульптура была деревянной. Наиболее яркими, дошедшими до нас памятниками искусства, назовем керамику, расписанную геометрическим орнаментом. К ним относятся большие вазы, которые служили надгробиями, и сосуды, используемые в быту, и еще терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.
Выглядит художественное творчество гомеровского периода довольно примитивно. Искусство стало походить на простое ремесло. Изделия стали украшать простым геометрическим орнаментом, не требующим от работника таланта художника.