Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культура Данилевского

Определение 1

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Николай Яковлевич Данилевский: основные философские и культурологические воззрения

Николай Яковлевич Данилевский - известный русский историк, культуролог, один из основателей цивилизационного подхода к истории. Приверженцы концепции локальных цивилизаций поддерживали мнение относительного того что на земле существуют самостоятельные локальные культурные общности, они появляются и исчезают в разных уголках нашей планеты, так же они не пересекаются друг с другом ни территориально, ни по времени. Именно Николая Яковлевича считают автором первой такой культурной концепции. Свои идеи он описал в труде «Россия и Европа» в 1869 году. Данилевский относился к группировке поздних славянофилов, перед собой он ставил цель обозначить важность Российского государства в истории цивилизации.

Замечание 1

Основанная его идея состоит в том, что Россия имеет свою собственную самобытную культуру свой собственный исторический путь, поэтому Россия должна рассматриваться отдельно от Европы и идти по своей собственной траектории, в случае ее следования по европейскому пути, этот процесс может стать для нее смертоносным.

Первое с чего начала Н.Я. Данилевский – отказался от изучения исторического процесса с точки зрения единого эволюционного течения. Более того, он был не согласен с устоявшимся положением о том, что европейская культура – это вершина цивилизационного развития и все другие культуры следует сопоставлять с этой культурой. Данилевский отрицательно относился к европоцентризму и так же не принимала идеи деления истории на древнюю, среднюю и новую. Для того объяснить свою позицию, Данилевский прибегал к использованию убедительных доводов. По мнению европейских историков, падение Рима, произошедшее в 476 году, символизировало конец древней истории. Однако это событие никаким образом не повлияло на ход истории таких государств как Китай и Индия. Таким образом получается не объективным соединять во едино судьбу уже отживших Древнего Египта и Греции и еще развивающихся Китая и Индии. Кроме того, Н.Я. Данилевский отвергал концепцию того, что Европа представляет собой прогрессивную цивилизацию, а Азия – застойную. Такие представители азиатских стран как Китай и Индия подтверждают эту точку зрения Данилевского: развитие — это не только характеристика Европы, а застой не только характеристика Азии.

«Культура Данилевского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Культурно-исторические типы Данилевского

Данилевский не рассматривал человечество как носителя истории, по его мнению, носителем истории являлся «естественные» системы, обособленные «культурно-исторические типы», которые он понимал, как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Данилевский был не согласен с концепцией единства человечества и был не согласен с тем что прогресс имеет единое направление. По мнению ученого, история каждого народа – это история самостоятельного культурно-исторического типа. У каждого культурно-исторического типа своя история. Она отличается о истории других типов, все типы имеют свою собственную судьбу и свой собственный внешний вид. Таким образом Н. Я. Данилевский пришел к выводу, что только в отношении конкретного культурно-исторического типа можно говорить о древней, средней и новой истории, такие понятия как всемирная история и всемирная цивилизация по своей сути являются пустыми, в этих понятиях нет реального содержания.

Каждый культурно-исторический тип состоит из частей характерных для конкретного народа, это части представляют собой элементы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. Как считал Данилевский каждый народ наделен своей миссией, которая дарована ему Богом, именно в этом своем направлении каждый народ и должен развиваться. Разные типы должны развивать свои идеи, чем больше типов идей развивается, тем более многосторонним будет развитие человечества. Таким образом Данилевский характеризовал процесс прогрессивного развития человечества.

В тоже время происходит смена одних культурологических типов на другие, так же они могут существовать как параллельно, так и последовательно. По Данилевскому, всего существует двенадцать культурно-исторических типов:

  • египетский
  • китайский
  • ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, или древнесемитский)
  • индийский
  • иранский
  • еврейский
  • греческий
  • римский
  • новосемитский (аравийский)
  • романо-германский (европейский)
  • мексиканский (ацтеки)
  • перуанский (инки)

Эти типы прошли цикл развития. Те народы, которым удалось сотворить цивилизацию, по Данилевскому носят названия положительные. Не все народы создают цивилизации, только небольшая их часть способна к сотворению культуры и выполнению своего исторического долга, таким образом происходит развитие человеческого духа.

Н. Я. Данилевский выделял несколько видов культурно-исторических типов:

  • первичные культуры
  • одноосновные культуры
  • двухосновные культуры
  • четырехосновные культуры

Первичные культуры еще иначе называют подготовленными. Основной задачей этой культуры являлось формирование условий для организации жизни в обществе. В этих культурах таких сферы как религия, политика, художественная культура были перемешаны, господствующей сферы не было. К такому виду относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры.

Одноосновные культуры шли следом за первичными культурами. Эти культуры смогли развить только один компонент культурной деятельности. К этим культурам принадлежат еврейская (основной является религиозная концепция); греческая (основной является концепция искусства); римская (основной является политическая концепция).

Двухосновные культуры Данилевский считал высокоразвитыми и относил к ним романо-германскую культуру, в которой основными сферами развития были наука и экономика.

Четырехосновные культуры еще не выразили себя в полной мере. Эти цивилизации смогут проявить себя в четырёх основных человеческих сферах: религии, политике, науке, искусстве. Эти цивилизации смогут сформировать гармоничный общественно-экономический строй. Как считает Данилевский эта роль уготована славянскому культурно-историческому типу.

Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot