Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Типология исторического развития Н.Я. Данилевского

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Типология исторического развития Н.Я. Данилевского

Н. Я. Данилевский и его подход к истории

Николай Яковлевич Данилевский По данной теме мы уже выполнили реферат Николай Яковлевич Данилевский. подробнее (1822 - 1885) родился в Орловской губернии в семье генерала. Однако свою жизнь он связал не с армией, а с естественными науками. В 1849 году он защитил магистерскую диссертацию по ботанике. Помимо естественных наук Данилевский увлекался различными социологическими теориями. Увлечение учением Фурье познакомило его с М.В. Петрашевским, из-за чего его причислили к революционного группе последнего и заключили в Петропавловскую крепость. Сто дней он провел в заключении, после чего отпустили. Следствие показало, что он воспринимал идеи не как политические, а интересовался ими с точки зрения экономики. После заключения его высылают в канцелярию сначала в Вологду, затем в Самару. Вскоре Данилевский участвует в научных экспедициях по изучению рыбных запасов в Волге, Каспийском и Белом морях и т.д. За эту деятельность он был награжден золотой медалью Русского географического общества.

Творчество Данилевского было сосредоточено не только на проблемах эволюции (он написал основательную работу «Дарвинизм», направленную на критику этого понятия), но и общества. В 1871 году вышло первое издание его самой известной книги «Россия и Европы». Мировоззрение Данилевского было воспитано на самобытных русских началах, впитало православные традиции России, что хорошо видно в основной идее книги. Он пытался доказать, что разрушение основ жизни народа пагубно влияет на жизнь государства.

Основываясь на гегелевской философии, большинство историков этого периода считали, что европейская цивилизация обладает исключительным статусом, идея мирового духа гласит, что существует всемирность исторического развития, однако носителем мирового духа выступает не любой народ, а только всемирно-историческим. По мысли Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее им был в новое время германский народ.

Готовые работы на аналогичную тему

Данилевский высказывал противоположную идею, что не существует общечеловеческой цивилизации, а можно выделить отдельные культурно-исторические типы. Тем самым он выступил как один из родоначальников цивилизационной теории исторического процесса.

Культурно-исторические типы

Н. Я. Данилевский выделил следующие культурно исторические типы:

  • китайский;
  • египетский;
  • ассирийско-вавилоно-финикийский или халдейский, он же древнесемитский;
  • иранский;
  • индийский;
  • еврейский;
  • новосемитский или аравийский;
  • греческий;
  • римский;
  • германо-романский или европейский.

Каждая цивилизация имеет свой путь развития, свой самобытный характер. Самобытный культурно-исторический тип составляют семейство народов или племя, имеющие отдельный язык или близкие между собой языки, а также близкие духовные задатки, которые дают основу для исторического развития. Для развития цивилизации необходима политическая самостоятельность. В отличие от другой цивилизационной теории, в высказанной, в частности, Тойнби, цивилизационные основы не могут передаваться от одной культурно-исторической цивилизации к другой, каждый тип цивилизации вырабатывает свои основы, хотя и не без влияния предшествовавших и сосуществующих с ним цивилизаций.

В каждом культурно-историческом типе свое представление о человеке, взятые все вместе, эти идеи составляют общечеловеческое достояние. Господство одной нации над другой способно погубить этнографическое разнообразие, а значит и главное достоинство мира, итогом была бы деградация всего человечества. Данилевский был убежден, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы быть «высшей точкой мирового развития человечества».

Замечание 1

С помощью своей концепции культурно-исторических типов Данилевский старался показать, что Россия имеет самобытный путь развития, ее историческая миссия состоит в том, чтобы играть ключевую роль в развитии и формировании славянского культурно-исторического типа.

Данилевский указывал на агрессивный характер европейской цивилизации, ее отчетливо враждебное отношение по отношению к славянскому этносу, поэтому он настаивал на создании Всеславянского союза – объединения, которое бы выступало гарантом добровольного союза славянских народов вокруг России. Столицей такого объединения должен являться Константинополь.

Данилевский среди культурно-исторических типов выделял такие, которые живут уединенно, не передавая накопленные цивилизационные основы другим историческим типам. Другие же, подобно греческому и римскому культурно-историческому типу, можно определить как преемственные, которые подготавливают появление новых культурно-исторических типов. Используя ботанические определения, Данилевский писал о пересадке, прививке и удобрении культурно-исторических типов. Пересадка – это колонизация новой территории, прививка –средство для чужеродного влияния. Удобрение – это благотворное влияние, которое способствует развитию и процветанию другого народа.

Законы исторического развития

Данилевский сформулировал ряд законов, которые, по его мнению, действовали в историческом процессе.

  • Всякое племя или близкая по сходству языков группа народов составляет самобытный культурно-исторический тип.
  • Для развития самобытного культурно-исторического типа необходимо, чтобы народы, его составляющие, пользовались политической независимостью.
  • Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.
  • Цивилизация культурно-исторического типа тогда достигает полноты, расцвета и богатства, когда этнографические элементы, в нее входящие, отличаются разнообразием и составляют федерацию в качестве политической системы государств.
  • Развитие культурно-исторических типов чаще всего подобно одноплодному растению: период роста у них бывает неопределенно продолжителен, а цветение и плодоношение отличается относительно коротким периодом, после которого оно истощает само себя и навсегда теряет жизненную силу.

Многие его современники отмечали своеобразие и ценность работы Данилевского именно для русского читателя. Данилевского часто называли славянофилом, однако он им не был. Как писал историк В. В. Зеньковский, Данилевский не пытался представить Россию как синтез Запада и Востока, ему чужда была идея «всечеловеческой культуры», потому его нисколько не волнует кризис культуры в Европе, который в это время многие уже ощущают. Данилевского это волнует только в том контексте, что русская интеллигенция больна западничеством и не видит ценности собственной культуры, не чувствует своеобразия славянского мира, именно с этим он и борется.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис