Семиосфера (семиотическое пространство) – это термин в семиотике, введённый Ю. М. Лотманом и обозначающий пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления коммуникаций, а также существования и функционирования языков.
Модель культуры - это способ организации культурных знаний и форм поведения, которые отличают одну культуру от другой.
Монада – это многозначный термин, используемый в различных философских системах Нового времени и современности, а также в психологии и эзотерике.
Понятие «семиосферы»
Юрий Михайлович Лотман— советский и российский литературовед, культуролог и семиотик. В центре изучения Лотмана стояли проблемы культуры и искусства, которые он воспринимал как «вторичные моделирующие системы». Первичной моделирующей системой при этом он считал язык.
По мнению Лотмана, культуру и текст можно отождествлять, ученый объясняет это тем, что текстовая структура схожа с культурной семиотической системой. По Лотману культура представлена осознанными и неосознанными формами деятельности, а также различными видами человеческих взаимоотношений с окружающей действительностью. В задачу семиотики входит изучение каким образом язык способен передавать модели мира и каким образом человек понимает прочитанный текст. Семиотика культуры выражается не только в том, что культура представляет собой систему знаков, а также в том, что весь мир по своей сути является знаковой системой.
По Лотману, культура - это код который дает активность другим текстам. Понятие «семиосферы» является центральным в структурно-семиотической концепции Ю.М. Лотмана. В данном случае подразумеваются функционально одинаковые системы, такие как язык, миф, текст. Эти системы не в состоянии проявлять себя самостоятельно. Они могут быть лишь в некотором знаковом потоке. Семиосфера дает возможность понять человеку, что является «своим», а что является «чужим», с помощью этого понятия можно произвести расшифровку сообщения, которые поступают из вне и перенести их в собственный язык.
Свою теорию Лотман иллюстрирует следующим образом. Великие империи чаще всего существовали в окружении кочевников и варваров, делалось это специально, для того чтобы эти варвары могли охранять границы этой империи. Благодаря этому формировались области, в которых царило двуязычие и происходило взаимодействие между культурами. Характерной чертой семиосферы является ее подвижность. Внутри семиосфер всегда присутствует напряжение, модель семиосферы представлена ядром и периферией.
Понятие «модель культуры»
«Модель культуры» - это еще одно ключевое понятие концепции Ю.М. Лотмана. Это понятие подразумевает, что культурный тип является единичным и целым. Понятия «семиосфера» и «модель культуры» различны. Семиосфера может демонстрировать именно внутреннюю структуру культуры, она способна показать, что представляет собой культурный мир изнутри. Работа механизмов семиосферы достаточно сложная. Первое что следует сделать, это выяснить какой культурный тип нам свойственен, для этого необходимо рассмотреть альтернативные и противоположные принципы структуры. Все эти частицы располагаются в так называемом «структурном поле». Это поле появляется в результате несхожести компонентов. В то же время в этом поле представлена структурная упорядоченность, благодаря которой система предстает перед нами как никакая информационная кладовая.
Благодаря использованию термина «модель культуры» происходит обозначение определенного типа культуры. В данном случае мы говорим не о характеристике культурного процесса в общих его проявлениях, а об определении частного культурного типа.
Понятие «монада»
Еще одним важным понятием концепции Ю.М. Лотмана является «монада». Суть этого понятия сводится к выражению проблемы порождения смысла. Под «монадой» могут понимать культуру и тот текст, который в ней зашифрован. Этот термин позволяет изучить культурные явления изнутри, а также с позиции внешних воздействий. Монада обладает рядом характерных признаков:
- границы
- внутренняя структура, имеющая «вход» и «выход»
- семиотико-информативная составляющая
Термин "монада" наделен полемической составляющей. Лотман не соглашался с идей о том, что текст представляет собой самодостаточную и загерметизированную сущность. По его мнению, как раз вне текста существуют приспособления, способные на декодирование явления.
Монады должны дополнять друг друга, это позволит работать семиотическому механизму. В качестве примера можно привести однопорядковые структуры, такие как языки, мифы, литература. По Лотману, взаимодействие разных культурных типов — это взаимодействие структур. Когда они начинают работать вместе, то появляется смысл, который порождает новую информацию и помогает появиться новому культурному типу.
История состоит из закономерного и случайного, цикличного и спонтанного, предсказуемого и непредсказуемого, все эти элементы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Для Лотмана также был открыт вопрос этимологизации культур. Культура представляет собой открытую систему. Изучение одной культуры требует привлечение элементов другой культуры. Развитие культур предстаёт перед нами как творческий процесс.
Процесс взаимоотношений культур представлен в виде диалога. Культурный код осуществляется по определенным этапам:
- усвоение новых слов
- овладение чужим языком и его использование
Таким образом «чуждое» превращается в «свое».
Лотман интерпретирует теорию асимметричности следующим образом: ядро культурного типа – это доминирующая сторона, рождение новой культуры происходит на периферии. Типы культур представлены огромным разнообразием.
Для русской культуры характерными являются два диалога:
- русско-византийский (религиозно-общественный)
- диалог «Россия-Запад»
Заключение
Вся концепция Ю.М. Лотмана может быть представлена в следующих постулатах:
- культура – это структура;
- понятие культура соответствует понятию «семиосфера» и «модель культуры»;
- базой структурно-семиотической типологии культуры является монада;
- основой диалога культур является семиотическая типология культуры.