Общее представление об элитарности в искусстве
Элитарное искусство представляет собой направление в художественной культуре буржуазных слоев общества, в рамках которого создается искусство для избранных, т.е. для элиты общества (культурной и эстетической).
Элитарный слой общества отличается высоким уровнем восприятия, эрудированностью, способностью понять и оценить некий тайный смысл, язык творческого вдохновения, принципиально закрытый для широких масс.
Появление элитарных черт в искусстве явилось своеобразным откликом на процессы, происходящие в обществе в ходе культурно-исторического развития. Элитарное искусство стало недоступно широким слоям населения, произошел его отрыв от их интересов. Художественное творчество обосабливается и противопоставляет себя другим видам деятельности.
Наивысший уровень развития элитарное искусство достигает в эпоху империализма, обостряя духовные противоречия буржуазного общества до кризисного состояния.
В философском знании элитарное искусство получило теоретическое осмысление в работах Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гасета и других. Они понимали искусство как продукт художественной интуиции, в котором присутствует спонтанная самовыраженность творца, не имеющая никаких преград и запретов, никаких обременений по отношению к обществу.
Элитарное искусство реализовывается в модернистском направлении буржуазного искусства, куда относятся такие художественные течения как абстракционизм, сюрреализм и другие. Главная их особенность состоит в том, что все они ориентированы на искусство для искусства, на искусство в чистой его форме, лишенной каких бы то ни было практических, социальных и других значений.
С позиций социалистического строя деление на элитарную и массовую культуру невозможно. Все искусство имеет общие народные корни, народные истоки и принадлежит безраздельно трудящимся массам. Но все же и здесь существует деление искусства, но основание такому делению лежит совершено в иной плоскости. Это связывается с многообразием искусства, в котором есть произведения разной степени сложности по восприятию и по смысловой структуре. Но причина такого разнообразия не в классовых различиях общества, а в многообразии социалистической действительности, требующей для своего художественного изображения такого же многообразия форм, способов и средств, различных творческих индивидуальностей.
Модернизм и постмодернизм в живописи
Элитарное искусство проявляет себя в модернизме и постмодернизме.
Модернизм, что в переводе с французского языка означает новый, возник в конце XIX века в Европе как отклик на глубокий культурный кризис. Основой нового искусства явилось эстетическое экспериментирование, основанное на личности творца, его индивидуальных подходах к творчеству. Модернизм как новая форма искусства противопоставлял себя классическим образцам искусства.
Время возникновения эпохи модерна характеризуется кризисным состоянием культуры мирового характера. Рубеж XIX-XX веков – революции, мировые войны, нестабильность. Кризис находит отражение во всех сферах культуры, но наиболее ярко его черты отражаются в живописи.
Теоретической основой нового художественного направления стали:
- философские труды Ницше,
- психоанализ Фрейда и Юнга,
- экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса.
Основные теоретические идеи модернизма заключены в том, что у человека нет будущего, поэтому нужно жить здесь и сейчас и смотреть на мир широко открытыми глазами, не смиряясь и покоряясь судьбе, а по внутренним нормам и принципам, не создавая конфликтов с самим собой.
Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.
В стремлении восстановить цельность мира, его гармонию модернисты обращаются к мифотворческому методу, к детскому творчеству, ко всему тому, что несет изначальную гармонию личности с самим собой и с миром.
Живопись XX века характеризуется своей оторванностью от реального окружающего мира. Художники-модернисты изображают его деформированным, утверждая, что мир на самом деле не такой как мы его видим, он не имеет смысла, он абсурден.
Художественный модерн или авангард был представлен множеством различных направлений, течений, которые часто пересекались, сменяли или отменяли друг друга. Самыми яркими были абстракционизм, кубизм, сюрреализм. В основе авангардистских течений лежит поиск метода познания реальности. Происходит перестройка классического искусства, выработка языка, позиции.
Кубизм
Это направление связывается с именем испанского художника Пабло Пикассо («Странствующие гимнасты», «Нищие: старик с мальчиком»). К этому направлению художник пришел не сразу, пройдя в своем творчестве несколько этапов развития. Но все его произведения, особенно первых периодов творчества, проникнуты глубочайшим пессимизмом.
Абстракционизм
Основателем абстракционизма считается Василий Кандинский. В абстрактном искусстве отражается образ мышления художников. Они исследуют мир, выявляя новые формы, способы и методы этого познания. Для художественной манеры Кандинского характерны световые пятна, линии, цветовая символика. Другим представителем абстракционизма является Казимир Малевич - «Черный квадрат на белом фоне» (1913).
Сюрреализм
Сюрреализм – направление, связанное с именем Сальвадора Дали. Сюрреализм зарождается в 20-х годов XX века, а пика своего развития достигает в 25-26 годы. Идея данного направления заключается в том, что реального мира не существует, мир существует только в нашем подсознании. Художественный метод сюрреализма – сочетание несочетаемого. Одно из самых известных произведений данного направления - «Антропоморфный шкаф» авторства С. Дали.
Постмодернизм
Постмодернизм – это новая культурная эпоха, в том числе и в искусстве. Постмодерн соединяет в себе различные элементы: Восток, Запад, Африка, европейская культура. Постмодерн возник как протест потребительскому обществу. Творцы постмодернизма хотели «осветить» современное общество некой сверхидеей.
Модернизм и постмодернизм – это искусство не для всех. Они возникли как элитарные, но стали синтезирующей основой для нового и вечного.