Историческое сознание — это совокупность представлений, присущих обществу в целом и отдельным составляющим его сегментам, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Значение истории для человека
Социально-культурное измерение истории предполагает процесс исторического прогресса, в котором появились, развивались и сменяли друг друга социумы и общественные институты. Забывать историю считается опасным явлением. Человеку необходимо периодически оглядываться назад, пытаться найти ответы на события прошлых веков.
Примечательно, что у животных отсутствует такое понятие как история, объясняется это весьма просто - у животных нет культуры. Австрийский психолог и философ Виктор Франкл приводил в пример жизнь в муравейниках, она конечно же имеет определенную цель, но в тоже время в ней отсутствует смысл, так как смысл это в первую очередь прерогатива культуры. После того как муравейник погибает после него ничего не остается, муравьи не знают ничего о своих предках. С человеком дело обстоит совершенно иначе, он часто заглядывает в прошлое, это является его естественной потребностью.
Для человека естественно ощущать свою принадлежность к своему роду. Многие великие русские писатели очень внимательно относились к своей родословной, большое внимание уделяли изучению своего семейного древа.
Желание знать историю своих предков потребность далеко не только русского народа, на пример в Японии возникло веяние, которое подучило название «бум родословной». Люди с огромным интересом стали изучать свою родословную, им было интересно узнать кем были их предки и от кого они произошли. Для любого человека важно знать откуда происходят его корни.
Однако в истории все не так однозначно. Например, в киргизских племенах существовало правило, если к ним в плен попадали представители других племен, то киргизы всячески пытались вытравить из их памяти все их прошлые воспоминания. Людей подвергали особым пыткам, в результате которых в мозгу происходили необратимые последствия и люди уже не могли вспомнить кто они и откуда, человек беспрекословно мог лишь выполнять приказы. Однако в истории можно встретить и случаи, когда люди по собственной воле не хотят знать свои корни, не интересуются своим прошлым.
Если говорить о культурологии, то эта наука демонстрирует особый интерес к историческому опыту человека. Существуют различные подходы к историческому изучению культуры, например, идея множества культурно-цивилизационных миров, сторонниками которой были Н. Данилевский и О. Шпенглер, так же теоретические анализы истории как процесса углубления коммуникаций между народами и культурами на базе человеческих ценностей, эти идеи поддерживали Н.А. Бердяев, М. Вебер, B.C. Соловьев, К. Ясперс.
Историческое мышление народа демонстрирует его уровень культурности. Те народы, которые внимательно относятся к своей истории, достаточно часто заглядывают в прошлое, там они могут найти ответы на вопросы настоящего, тем самым им удается избежать ошибок в настоящем. Нет ничего удивительного в том, что события, которые происходили в прошлом имеют прямое сходство с событиями, которые происходят в настоящем. Люди сталкиваются с одними и теми же проблемами, меняется только историческая эпоха.
Только история способна полностью показать и объяснить все то, что происходит в современности. Немецкий психолог и философ К. Ясперс приводит очень ёмкую цитату на этот счет: «Взор, обращенный в прошлое, погружает нас в тайны человеческого бытия», то есть история наделена способностью объяснить человеку в чем заключается смысл его существования на земле.
Мы имеем достаточно важный факт – человек имеет историю, однако его история по сравнению, скажем с историей животных не настолько продолжительна. Сегодня ученые ставят перед собой ряд вопросов: Что есть история и откуда она происходит? Есть ли у истории цель и какая?
Как формировалось историческое сознание
Человек начиная с давних времен постоянно старался представить себе объективную реальность во всех ее проявлениях. Историческое сознание человека напрямую связано с мифологией. Когда только начали появляться первые мифы и сказания о происхождении богов, уже тогда начало формироваться историческое знание. У мифологии постепенно начинают появляться признаки исторического сознания. Историческое сознание представляет собой явление культуры. Когда мы говорим об историческом сознании то подразумеваем не только память, которая имеет отношение к прошлым событиям. События прошлого связаны с различными мозговыми действиями, оцениванием, анализом и рефлекторными действиями. Историческое сознание способно самостоятельно изменяться. Гладя на весь процесс формирования исторического сознания, мы можем заметить, как из формы мистической оно перешло в форму рациональную. Развитие исторического сознание имеет ряд характеристик:
- познавательное качество
- прогнозированное качество
- эстетическое качество (история трагична, величественна, пафосная, лирична, героина, страстна)
- этико-дидактическое содержание
- способа давать духовные силы представителям настоящего
- имеет ценностное измерение
- оценивает смысл существования человека
Несмотря на то, что миф и историческое сознание имеют некую связь, пропасть между ними достаточно большая. Историческое сознание глубинно, разносторонне и последовательно. Историческое сознание становится особенно важным, когда оно начинает основываться на культурной информации и лишь на ней. Первые попытки воплотить это в жизнь появились в легендах о возникновении культуры как природного элемента природы, подобные мысли были распространены повсеместно от Востока до Запада. Библейское ограничение во времени, как говорит К. Ясперс, было утрачено. Учёные всячески стараются найти упоминания исторических событий, документы и памятники прошлых веков.
Потомками каждой эпохи являются люди. Люди, которые особенным образом проявили себя в ту или иную эпоху дополняют образ этой эпохи.
История дает человеку очень многое. Изучая ее, мы можем понять, что такое человечество. От того, что происходило в определенную эпоху, зависит то, каким человек был, и то, каким он является сегодня.