Огромный функциональный потенциал культуры переоценить невозможно. Одной из наиболее актуальных функций культуры выступает защитная.
Подходы к пониманию защитной функции культуры
В основе понимания регулятивной функции лежит категория защиты как способа, средства, процесса, действия. Указанное понятие включает ряд аспектов, включая следующие:
- выдвижение барьеров между собой и потенциальным источником агрессии;
- удаление от источника угрозы за пределы достигаемости, дистанциирование от него;
- уничтожение источника угрозы;
- самоизменение до неузнаваемости.
Принимая во внимание тот факт, что защитная функция проявляется во всех феноменах, принципах и компонентах культурной модели, все вышеперечисленные стратегии находят свою репрезентацию в той или иной мере, а сама эволюция жизни представляет собой эволюцию защитных механизмов.
Защитные механизмы на уровне материальной культуры
На телесном уровне прямыми средствами защиты, регулирования жизнедеятельности выступают система здравоохранения, врачевание, целительство, боевые искусства.
На уровне социокультурных объединений нормативные функции культуры осуществляются благодаря армии, органам правопорядка, сил самообороны и пр.
На пространственном уровне реализация утилитарно-прагматических функций осуществляется посредством одежды, жилища, городских стен и пр. Метрические характеристики, материалы производства, способы изготовления указанных реалий культуры обусловлены особенностями типа культуры, региона ее формирования и развития. Помимо защитной, указанные реалии выполняют адаптивную функцию, функцию социализации.
Нормативные механизмы на уровне духовной культуры
Основными инструментами регуляции духовной культуры человека, защитными механизмами выступают этика и эстетика, онтологические представления о социально-природной окружающей среде, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали выживание человечества как биологического вида.
Этичное поведение представляет собой стратегии взаимоотношений между живыми существами, при реализации которых индивидуальное поведение воспринимается как второстепенное по отношению к надиндивидуальным целям, стратегиям.
Следует отметить, что на современном этапе развития цивилизации этическое поведение редко воспринимается как защитный механизм, однако, непосредственно по д его воздействием сформировались многие универсальные представления, которые обеспечивают выживание человечества, включая такие понятия как необходимость защиты стариков, людей с особыми потребностями. Если защита ребенка - биологический инстинкт, то защита слабых – качество, свойственное исключительно человеку, культурный способ поведения, который позволил расширить количество взаимодействующих поколений, широко использовать опыт предшествующих поколений.
Именно этика выступает тем институтом, который отличает человека от животного, позволил в процессе исторического развития противопоставить биологическому разнообразию миллионов видов многообразие личностей в едином виде.
Этика международных союзов, цивилизационных моделей на современном этапе развития определяет интенции направления исторического процесса мировой истории.
Эстетика представляет собой особую знаковую систему, которая обеспечивает формирование эмоциональной компоненты личности, духовной культуры нации, способствуя, таким образом, нормализации, регуляции культуры.
Таким образом, защитная функция культуры находит свое отражение во всех культурных реалиях, на всех уровнях культурного развития, обеспечивая человечеству возможности выживания и дальнейшего исторического развития.