Народная культура является одной из форм культуры наряду с элитарной, массовой и контркультурой. Главное отличие от них в том, что в народной культуре творцом выступает народ как коллективная личность.
Народная культура относится к традиционной форме культуры, в ней выделяется множество культурных пластов, относящихся к разным эпохам как очень древним, так и современным. Эта форма культуры бесписьменная, поэтому важной ее составляющей является традиция, то, как передается важная для социума информация: миф, сказка, былина, песня и под. Произведения передаются из уст в уста и требуют точности воспроизведения. Новые веяния народной культуры практически не касаются, она стремится быть консервативной, так как доминирующими являются процессы сохранения традиций.
Особенности народной культуры
Народная культура всегда регулировала и определяла абсолютно все сферы жизни социума:
- жизненный уклад,
- социальные отношения между членами общества,
- хозяйственные формы,
- нормы семейной жизни,
- воспитание детей,
- взаимоотношения с природой,
- форму жилища,
- одежды,
- особенности питания,
- обряды,
- верования,
- суеверия,
- язык,
- и т.д.
Все это воплощалось в фольклоре.
Устное народное творчество – это коды культуры определенного этноса. По произведениям фольклора изучают становление наивной картины мира, мифологической картины мира, научной и других картин мира народа.
Современная народная культура
В современном мире традиционные формы народной культуры претерпели значительные изменения. Они связаны с общим изменением в культурных и общественных системах, которые послужили толчком к утрате универсализма традиционных культур. По мере развития общества усложняется и культура, становясь все более многоуровневой. Об этом свидетельствует появление земледельческой, религиозной, художественной, политической, правовой и других культур. Конец Средневековья ознаменовался разделением культур светской и религиозной, официальной и приватной, сословной и общенациональной, региональной и мировой.
Кроме того, после возникновения письменности, а позже книгопечатания, стали оформляться и опосредованные способы передачи канонических фольклорных текстов. Социальное расслоение общества и, как следствие, дифференциация культуры повлекло за собой появление субкультур. Фольклор начинает активно с ними взаимодействовать, таким образом сохраняя свою роль культурного наследия и одновременно создавая вторичные формы народной культуры.
Интересно, что в современном информационном обществе с практически неограниченными техническими возможностями, узкой специализацией всех профессиональных областей, продолжает параллельно жить синкретичная культурная практика вне профессиональная. Причем все это прекрасно уживается в новейшей многослойной культуре. Конечно, традиционные фольклорные формы, типа сказаний, былин, исчезают, но появляются другие – малые формы устного народного творчества и постфольклор.
Отметим, что в моменты экономических и политических кризисов активизируются старые традиционные формы социальной практики, например, магия, формы религии, тотемизм, народная медицина и под. Ученые говорят о своеобразном параллелизме в культуре – традиционно-народном и профессиональном, научном подходах к одним и тем же жизненным коллизиям. Так, разочаровавшись в официальной медицине, люди ищут помощи у знахарей, целителей, травников. Уже доказано, что наука и магия апеллируют к разным сторонам человеческой психики: наука – к разуму, а магия – к глубинным эмоциям.
Современная народная культура состоит из таких слоев, как архаический (крестьянский), конкретно-исторический фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество, художественная самодеятельность.