Среди множества культурных тенденций и течений прошлого века особое место отводится модернизму – особому философско-этическому течению, отражающему реалии прошлого столетия. Модернизм породил сложный комплекс особого мироотношения, миропонимания, восприятия личности в мире.
Подходы к пониманию модернизма
Следует отметить, что в современной научной литературе единый подход определению хронологических рамок и пониманию сущности феномена модернизма отсутствует.
Модернизм может пониматься как мировоззрение, ориентированное на отрицание традиционных основ; как век модерна, истоки которого кроются в трудах Декарта, Галилея, Ньютона, а завершение – в сциентизме и рационализме XIX столетия; период культурной и художественной деятельности начала прошлого века.
Особенности модернистского мировосприятия
Важнейшей характеристикой модернистского мировосприятия выступает его субъективность, порождающая своего рода эстетическую «теорию относительности». Творец - модернист всегда в полной мере осознает всю временность, относительность и гипотетичность собственных представлений, воззрений, убеждений, подвергая создаваемое в рамках художественного произведения отражение мира разносторонней проблематизации, постоянно подрывая любые догмы, нормативы, релятивизируя любую систему верования.
Психологический и материальный детерминизм реализма заменяется гипотезами, любые реалистические попытки, символистская метафизика отвергаются. В центре семантической модели Вселенной – индивидуальное сознание, которое стремится достигнуть полной независимости от любых внешних воздействий. Творец больше не является посредником между мирами, но сам находится в центре созданного им мира.
Необходимо отметить, что автор, творец не присутствует в произведении, но заслоняет личность, доминирует над восприятием реципиента, другими словами, автор становится мифом. Мифологизация авторской личности представляет собой средство утверждения абсолютной субъективности, лежащей в основании художественной выразительности модернизма.
Принцип мифологиизации авторской позиции определяет логику построения художественных дискурсов, выбор средств экспрессивности, развития художественного языка, который находится в процессе постоянного обновления, разрывая связь с традицией, отражая индивидуально-авторский взгляд на жизнь.
Аспекты модернистской этики
Важнейшими характеристиками модернистской поэтики выступают следующие:
- интертекстуальность, и создаваемый с ее помощью образ культурной модели;
- фокус на бессознательном в индивидуальной и социальной жизни;
- создание индивидуальных моделей сакрального.
Высокий уровень интертекстуальности достигается благодаря множественному использованию скрытых и явных цитат, аллюзий, отсылок. Интертекстуальные связи выступают инструментом создания индивидуального образа культурной модели, преобразованного из внешнего контекста в самобытный ландшафт внутреннего мира творца - модерниста. Причем в процессе репрезентации индивидуального образа культурной модели то, какие ценности входят в него, а какие остаются за пределами, масштабы образа – все это становится убедительной материализацией авторского мифа в культурном контексте.
Высокий субъективизм модернистской эстетики обуславливает его высокий функциональный потенциал в процессе раскрытия бессознательного, бессознательных процессов, которые в модернистской мировоззренческой парадигме определяют как жизнь каждой отдельной личности, так и механизмы развития культуры и общества.
Таким образом, модернизм представляет собой сложный синтезный феномен, под которым может пониматься как особая форма мировоззрения, так и исторический период, направление искусства. Многогранность феномена обусловлена особенностями его философского обоснования, которое находит свою репрезентацию в произведениях искусства.