Начало прошлого столетия стало периодом интенсивного роста внимания к сфере бессознательного, к тайнам человеческой психики, что приводит к появлению новых философских концепций и художественных направлений. Одним из таких направлений стал абстракционизм.
Подходы к пониманию абстракционизма
Абстракционизм представляет собой одно из модернистских направлений, нефигуративное, беспредметное искусство; форму изобразительной деятельности, не ставящей своей целью отображение либо имитацию объективной реальности.
Развитие направления чаще всего связывают с именем Кандинского, который в своих картинах, в разработанной теоретической концепции понимает искусство как самодостаточный феномен, как инструмент создания новой реальности. Сама живопись понимается не как создание произведения, сколько как способ самопрезентации, самовыражения, и абстрактное искусство становится наиболее эффективным инструментом самовыражения, самопознания, самоутверждения.
В основе понимания направления – категория абстракции, которая по своей сути не является стилистической категорией. Принимая во внимание характер абстракции, можно выделить ее следующие виды:
- лирическая абстракция;
- геометрическая абстракция;
- аналитическая абстракция;
- жестикуляционная абстракция и пр.
Философское обоснование абстракционизма в концепции В. В. Кандинского
В своих философско-теоретических работах В. В. Кандинский представляет собственное понимание искусства, которое интерпретируется живописцем как результат «внутренней необходимости», результат кардинальной оппозиции «внутреннее – внешнее», которые находят свое отражение в противопоставлении и синтезе точки и линии.
В теории Кандинского точка и линия выступают «первоэлементами», порождающими все многообразие геометрических форм. Точка представляет собой воплощение статистики, покоя, неопределённости; линия – напротив, динамична.
Вся совокупность линий представлена тремя основными типами, по отношению к которым все прочие линии являются отклонениями: прямыми, многоугольным, зигзагообразными и ломанными.
В свою очередь, все ломанные линии подразделяются на следующие виды:
- горизонталь – простейшая линия, которая в человеческом представлении соответствует поверхности, по которой человек передвигается. В художественном творчестве горизонтали выступают основой. Несут определенную холодность;
- вертикаль – линия, противоположная горизонтали. В картине позволяет создать впечатление высотности;
- диагональ.
Прямые линии характеризуются силой и направленностью; ломанные же – позволяют передать напряжение, активность, динамику.
Таким образом, в концепции В. В. Кандинского, основными геометрическими объектами выступают точка и линия, сочетание которых порождает все многообразие геометрических форм. Оба графических объекта характеризуются рядом особенностей, несут в себе определенную смысловую нагрузку, которая может варьироваться в зависимости от расположения в пространстве картины.
Абстракционизм в военное и послевоенное время
Дальнейшее развитие идеи абстракционизма получили в военное и послевоенное время в работах американских, французских художников. В Америке расцвет направления относят к середине 40-х годов прошлого века и связывают с именами Дж. Поллока, М. Тебей, Б. Ньюмен, У. Кунинг и др.
Одним из первых французских послевоенных абстракционистов стал П. Сулаж. В русле данного направления творили также такие выдающиеся художники, как Ж. Матье, Р. Биссьер, Ж. Базен и пр.
Таким образом, возникнув в начале прошлого столетия, абстракционизм продолжал развиваться на протяжении всего $XX$ века, оказывая огромное влияние на развитие современного искусства, современной культурной модели.