В процессе эволюции мировоззренческих ориентаций общества, духовной культуры огромную роль играет феномен романтизма.
Подходы к пониманию сущности романтизма
По своей сути романтизм представляет собой новое историческое мышление, определенный тип культуры, общекультурное движение, оказавшее влияние на все сферы общественной жизнедеятельности.
Романтическое мирочувствие, мироощущение нашло свое выражение в художественной практике, эстетических теориях, которые при универсальности эстетических идеалов, философском обосновании, принципов воплощения в каждой стране имели свою национальную специфику.
Эпоха романтизма характеризуется особым пониманием сущности личности, ее возможностей и роли в истории. Акцентируя внимания не уникальности, неповторимости каждого человека, романисты углубляют традиции индивидуализма, формируют романтический культ личности.
Субъективизм как доминирующая черта романтического мировосприятия
В качестве отличительной особенности художественного мироощущения романтизма можно назвать высокий уровень субъективизма. Все внимание творца сосредоточено на личности, ее внутреннем мире, внутренней жизни. Соответственно, в центре эстетики романтиков – «Я» художника, «Я» творца. На первый план выдвигается ценность, значимость самого субъекта, индивидуальная психология личности, сам человек. В произведениях искусства культивируются сильные лирические переживания, страсти, воплощающие универсальный опыт человечества.
Особенности романтического мировосприятия проявляются в трагическом переживании противоречий между идеалом и реальностью, их несовместимостью. Романтикам свойственно постоянное чувство неудовлетворенности, вызванное невозможностью воплощения мечты в реальность, томление по идеалу, поиски которого составляют смысл жизни и творчества. Обостряется ощущение антонимичности бытия и внутренней природы личности.
Романтический герой всегда носит черты неудовлетворенности, раздвоенности. Сам конфликт разворачивается в рамках внутреннего мира личности, в рамках личностного мироощущения.
Оппозиция «бесконечное – конечное» в творчестве романтиков
Детализируя описания субъективного мироощущения, перемещение акцента на субъективно значимое начало направлено на моделирование идеального мира, бесконечных пространственно-временных категорий, противостоящих конечности и ограниченности мира реального,
Конечное – нечто замкнутое, воплощенное в телесной форме, имеющее границы и утратившее возможности движения, творчества.
Бесконечное же нестабильно, находится в процессе постоянного движения, способно принимать любую форму. Принцип бесконечного заложен в самом универсуме.
Бесконечное – некий универсальный синтез, в котором существуют все в целокупности, в нерасчлененности; синтез, не имеющий границ, пределов и форм воплощения; тождество противоположных начал – духовного и природного, субъективного и объективного
Таким образом, для романтического мировосприятия характерно:
- глубокое субъективное,
- личное,
- интимное,
- религиозное переживание таинственного, непознанного, религиозно-мистического.
Дихотомия «конечное – бесконечное» пронизывает все уровни романтического художественного мироощущения, сознания, выражаясь в оппозициях «наивное – сентиментальное», - «гармония – хаос» и пр.
На уровне видов искусств дихотомия находит свое отражение в оппозиции «скульптура – музыка»: музыка есть образное текучее; скульптура же – образная твердь. Живопись занимает промежуточную позицию между указанными видами искусства.
Таким образом, романтизм представляет собой сложный синтезный феномен, который проявляется как в специфике художественного мышления, так и в мировосприятии в целом. В центре течения – личность, человек в его противостоянии с миром; конфликт идеала и реальности, конечного и бесконечного.