Импрессионизм представляет собой художественное выражение, своеобразную форму преодоления кризиса реализма в западноевропейской культуре Нового времени; новое художественное видение мира.
Становление импрессионизма обусловлено разочарованием художников, творцов в принципах романтизма и реализма. Если реализм претендовал на максимальную объективность в процессе отображения мира, импрессионизм открыл субъективность восприятия художника. Импрессионизм противопоставляет субъективный мир объективному, наследуя традиции романтизма. В импрессионизме находит свое отражение культ личности, позиции индивидуализма, однако, любые требования, нормы, правила романтизма отсутствуют.
Особенности художественного видения импрессионистов
Для произведений импрессионистов характерна опора на первичный чувственный образ, возникающий при непосредственном восприятии того или иного феномена, процесса окружающей социально-природной реальности. Другими словами, творец-импрессионист отражает мир не таким, каким он его знает, помнит, понимает, но таким, каким он предстает перед ним сейчас, в данный момент.
Каждое отдельное впечатление приобретает самодовлеющий характер, приобретает собственную ценность, которая отражается в произведении.
Истоки становления импрессионизма
Наследуя романтической традиции, импрессионисты стремятся в «дематериализации» природы, окружающего мира, обращаясь к дихотомии «субъективное – объективное», «чувственное – рациональное». Глубинные причины данной оппозиции следует искать в совокупности научно-технических, социально-политических противоречий эпохи. Интенсификация темпов индустриализации и урбанизации, появление больших городов с новыми ритмами жизни привело к возникновению эсхатологических опасений, возникновению представлений о «кризисе культуры», кризисе общественного сознания, разочаровании в существующих философских обоснованиях.
Многие исследователи видят причину возникновения импрессионизма, специфику способов его воплощения в произведениях искусства в совокупности социальных факторов, в развитии естественных наук. $XIX$ столетие стало периодом отхода от очевидности в сторону умозрительности, развития гносеологического мышления, которое пришло на смену реализму, позитивизму.
В результате становления новой формы мышления очевидной стала необходимость установления взаимосвязей между видимым и невидимым, умозрительным и наглядным, общим и частным. Революционный поворот в научном мышлении привел к осознанию единства мира, которое проявляется как в видимом, так и невидимом; как в объективном, так и в субъективном.
Соответственно, возникновение импрессионизма обусловлено стремлением восстановить целостность мира, отразить видимое и невидимое, преодолеть позитивистскую ограниченность позитивистской эпохи, реализма.
Влияние импрессионизма на дальнейшее развитие искусства
Импрессионисты открыли свободу художественного видения, впервые включив в предмет изображения в искусстве не только то, что видит художник, творец, но и то, как он это видит. Импрессионизм ориентирован на рецепцию, восприятие, при котором художник и реципиент находятся на одном уровне, в результате чего пространство зрителя и пространство произведения сливаются.
Импрессионизм, таким образом, представляет собой общее явление, особое восприятие реальности, при котором все внимание направлено на непосредственно воспринимаемое, данное, тогда как логические причины и следствия отходят на второй план; абсолютно новую точку зрения на реальность.