Джамбаттиста Вико – ($1668 – 1744$) итальянский философ, родоначальник направления философии в истории и этнической психологии.
Биография
Дж. Вико был родом из Неаполя, воспитывался в семье библиотекаря. После окончания учебы начал заниматься изучением философии. Во время работы гувернером в замке Чиленто, Вико знакомится с трудами Платона, Аристотеля, Августина. По возвращении в Неаполь Вико добивается должности профессора риторики в университете Неаполя.
Вико выступал с речами-посвящениями во время академических собраний $1699-1708$ годах, где критиковал теоретические воззрения квазиновых ученых.
Основной труд Вико «Основания новой науки об общей природе наций».
Труд охватывает множество моментов, одним из которых является рассмотрение компромисса между христианским учением и историческим знанием.
Вико является автором идеи объективного характера исторического процесса.
По его мнению, необходимо предварительно изучить мир, который был создан человеком, иными словами мир кульутры. Истинным для человека будет лишь то, что он сделал сам, как полагал Вико.
Вико делил действительность на два мира:
- Мир природы
- Гражданский мир, культуры, нации.
Вико видел большое значение в логическом анализе человеческой культуры, ее формы, поскольку это дает возможность познать смысл истории в целом, а не какой-то конкретно взятой эпохи.
Мир представляется последовательной сменой эпох, который представляется в виде цикла. При этом любая эпоха будет являться самоценной, уникальной, наделенной своей собственной логикой, закономерностями.
Идея циклов, как одна из моделей, отражающих феноменальную реальность развития культуры, пожалуй, одна из самых древних, так как ее формирование связано с представлениями о циклических процессах. Идея цикличности сложилась в русле мифологических представлений и изначально была выражена в метафорической форме.
Теория исторического круговорота
В своем ключевом труде Вико приводит в пример древнеегипетскую истину, которую изложил Геродот:
«Египтяне все время Мира, протекшее до них, сводили к трем векам: первому — веку богов, второму — веку героев, третьему — веку людей».
На этом основании Вико строит свою концепцию исторического круговорота.
Суть концепции – развитие всех наций протекает по одному циклу, который состоит из трех эпох:
- божественная (безгосударственность, подчинение жрецам),
- героическая (аристократическое государство)
- человеческая (демократическая республика или представительная монархия).
Каждый из циклов заканчивается кризисным периодом и распадом конкретного общества.
- Эпохи сменяются через общественные перевороты, борьбу отцов семей и его домочадцами, что характерно для патриархального общественного типа. Далее выделяется борьба между феодалами и простым народом.
- В дальнейшем возникает государство, с помощью которого отцы стараются обуздать своих домочадцев. Вико придавал большое значение деятельности людей в процессе осуществления исторического прогресса, но законы истории для Вико понимались как провиденциальные.
Вико не является основоположником непосредственной концепции циклического развития, он лишь внес бесценный вклад в процесс систематизации данных о циклическом типе развития общества, культуры.
Историзм Вико дал ему преимущество в выработке адекватного взгляда на архаические периоды становления культуры, понять и истолковать в целостности искусство, религию, право, формы социально-хозяйственного уклада, чем у его французских коллег-просветителей.