Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) - это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; локализованное во времени и пространстве общество.
Культура – это человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Определение понятия «цивилизация»
Термин «цивилизация» можно рассматривать с различных подходов. Первое понимание этого термина датируется XVIII веком. Данное понятие использовалось для обозначения высокоразвитого культурного общества.
ВXIX веке понятие «цивилизация» приобретает ряд дополнительных смыслов. По мнению Моргана, цивилизация — это последняя стадия исторического развития общества, ей предшествуют дикость и варварство. Каждую фазу развития исторического общества Морган поделил еще на три ступени: низшую, среднюю и высшую. В цивилизации эти ступени носили названия:
- рабство
- крепостничество
- капитализм
При таком раскладе, между культурой и цивилизацией нельзя поставить знак равенства. Объясняется это тем, что культура является органическим явление, в то врем как цивилизация технична.
Цивилизация может так же пониматься как разновидность культурного общества. Существуют различные цивилизации, которые имеют как сходства, так и различия.
Цивилизацию так же воспринимают как стадию общественного развития. В этом понимании она имеет ряд характерных свойств:
- наличие социума
- рациональное видение мира
- классовое разделение
- государственность
- наличие городов
- частная собственность
- деньги
Теория О. Шпенглера
Известный немецкий философ О. Шпенглер уделял большое внимание изучению понятия «цивилизация». Фундаментальным является его знаменитый труд «Закат Европы» (1918). Для Шпенглера культура является живым организмом. Различные культуры способны рождаться, расцветать и умирать. После того как культура умирает она становится цивилизацией. Культурные начала не могут переходить от одной культуры к другой, культуры являются закрытыми обществами. Однако не все исследователи могли согласиться с подобным мнением О. Шпенглера, некоторые считали, что наоборот весь исторический процесс построен на передаче опыта от одной культуры к другой.
Еще одно утверждение О. Шпенглера касается разделения исторического процесса на три стадии:
- древнюю
- средневековую
- новую
По его мнению, каждая культура имеет свой собственный особый не похожий на другие культуры исторический процесс.
Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою собственную душу, появляется новая культура – появляется новая душа. Когда культура умирает появляется цивилизация. Шпенглер выделял ряд отличительных черт цивилизации:
- космополитизм
- города-гиганты
- научный атеизм
- массовость
В своих работах ученый указывал около восьми основных культурных разновидностей: египетская, вавилонская, индийская, китайская, классическая (греко-римская), арабская, мексиканская, западная. Основой любой культуры является ее парасимвол. Парасимвол выражается в религии, науке, философии, искусстве.
Теория А. Тойнби
Большое внимание изучению цивилизации в культуре уделял британский исследователь Арнольд Тойнби. Его основным трудом является книга «Постижение истории», которая была опубликована в начале XX столетия. В этой книге Тойнби анализирует достаточно большой по объёму исторический материал. Тойнби во многом является последователем идей О. Шпенглера.
По мнению ученого исследование следует начинать с определения общества, которое по временным рамкам должно было превышать время существования государства-нации. Тойнби назвал такие общества «локальными цивилизациями». Согласно Тойнби, можно выделить следующие разновидности локальных цивилизаций:
- западную
- русскую
- византийскую
- иранскую
- арабскую
- индийскую
- две дальневосточных
- античную
- сирийскую
- цивилизацию Инда
- китайскую
- минойскую
- шумерскую
- хеттскую
- вавилонскую
- андскую
- мексиканскую
- юкатанскую
- майя, египетскую
- эскимоссскую
- номадическую
- оттоманскую
- спартанскую
Также существовало несколько мертворождённых цивилизаций.
Становления цивилизаций способствует творческое мышление, благоприятная атмосфера, умение общества давать полноценный ответ на вызов окружающей среды. Общество находится в постоянном движении, оно функционирует и видоизменяется, происходит формирование цивилизации.
Рост цивилизации Тойнби определял способностью этой цивилизации к самоопределению и самовыражению. Ведущую позицию в данному случае занимает творчески мыслящее меньшинство, именно оно является двигателем цивилизации.
По мнению ученого, все цивилизации рано или поздно умирают. Стадия упадка состоит из нескольких подстадий:
- надлом
- разложение
- гибель
Между надломом и гибелью может пройти достаточно большое количество времени, вплоть до нескольких тысячелетий. Основная характеристика стадии разложения заключается в том, что в этот период общество не в состоянии дать адекватный ответ на запросы окружающей среды.
К сожалению, распад цивилизации невозможно предотвратить, он неизбежен, возможно лишь перерождение одной цивилизации в другую. Развитие цивилизации по А. Тойнби – это циклический процесс.
Столкновение цивилизаций по Хантингтону
Теория американского социолога Самуэля Хантингтон является весьма популярной на сегодняшний день. По мнению ученого мир вступает в новую эпоху, в эту эпоху конфликты будут не вокруг политических и экономических обстоятельств, конфликты будут между цивилизациями. Различия в культурах будут способствовать возникновению конфликтов. Люди будут определять себя исходя из того к какой цивилизации они относятся. Главными на сегодняшний день являются следующие цивилизации:
- западная
- конфуцианская
- японская
- исламская
- индуистская
- православнославянская
- латиноамериканская
- африканская цивилизация
Именно от них будет зависеть дальнейшее развитие истории человеческого общества.
Цивилизации отличаются друг от друга по многим характеристикам: языку, особенностям проживания, традициям, праздникам, но главное их отличие состоит в вероисповедании. Именно от религии зависит то как человек воспринимает окружающую действительность.
Безусловно различие не всегда ведут к конфликту, конфликт же в свою очередь не всегда подразумевает насилие. Однако следует заменить, что самое ожесточённое противостояние было именно между представителями разных цивилизаций, как показывает нам история.