Аксиологическая сущность культуры
Анализ аксиологической сущности культуры следует производить в рамках аксиологического подхода, который предлагает акцентировать внимание на взаимосвязи культуры с гуманизмом и общечеловеческими ценностями. При этом аксиологическое отношение понимается как некая установка на будущее, под углом которой переосмысливаются ценности, цели, идеалы. Аксиологическое отношение – это тонкая грань идеального и реального. И именно отношение к ценностям объединяет все человечество с культурой.
Понятие аксиологии является центральным в изучении культурного многообразия мира. Аксиология – это учение о ценностях, в рамках которого исследуются направления человеческой деятельности, определяются мотивации поступков человека.
До конца XVIII понятия бытие и благо были тождественны. В научный обиход понятие ценности ввел И. Кант, который противопоставил нравственность (свободу) и природу (необходимость).
Каждая культура представляет собой совокупность каких-либо ценностей, принятых большинством и находящихся в определенной иерархии. Для каждой эпохи были характерны свои ценностные ориентиры, свои святыни. С изменением духовных абсолютов изменяется и эпоха. Конечно, каждый человек живет, ориентируясь на свои собственные жизненные установки: для одних важно быть добрым, для других – честным, но основные духовные абсолюты у людей одинаковы.
Такие духовные абсолюты в науке принято называть ценностями, без которых человек не может полноценно жить. Ценности являются опорой человеческой жизни, вносят в нее смысл.
Динамика культурных ценностей
В каждой культуре набор ценностей может быть примерно одинаков, но отличительные особенности одной культуры от другой проявляются в соотношении этих ценностей. В одной культуре что-то выходит на первых план, в то время как в другой это оказывается на ином месте.
В современном мире происходит отвержение традиционных ценностей, что накладывает на человека большую ответственность за свои поступки. Поляризация ценностей постоянно ставит человека перед выбором.
Процесс изменения ценностных ориентиров длителен и может вести к смене всего мировоззрения эпохи. Порой, ценности уходящего времени возрождаются в новом, приобретая новое звучание. Таким образом, ценности формируются под влиянием настроения в обществе, и они органически связаны с нравами эпохи.
Но для того чтобы глубже проникнуть в ценностные смыслы культуры, необходимо обратиться к историческому развитию категории культуры.
Этимология категории культуры
Культура в переводе с латинского означает «возделывание», «обработка». При этом древнейшим источником возникновения этого термина считается глагол colore, который изначально имел значение «обрабатывать» и лишь позднее – «почитать, поклоняться». По мнению многих исследователей, первоначально под культурой, культом имелось в виду не поклонение божествам или человеку, а возделывание земли.
С древних времен человек-землепашец боготворил землю-кормилицу. Но процесс возделывания земли у первобытного человека был затруднен разными факторами в первую очередь, необъяснимыми явлениями природы, препятствующими получению урожая. Тогда человек обращался за помощью к небу, прося у него защиты и благодати. И рано или поздно помощь приходила.
Так понятие культура накапливало духовный ценностный смысл, постепенно перерастая от понимания культуры как физического труда к особого вида духовной деятельности: поклонению Богу, обогащению внутреннего мира.
По мнению некоторых ученых (Д. В. Пивоваров, И. Я. Лойфман), понятие культуры этимологически больше связано со значением слова «ур» (свет) и «идеал», где идеал - элементарная единица культуры аксиологического свойства. Идеал здесь представляется как особая разновидность света. В связи с чем ученые приходят к выводу, что культура является идеалообразующей стороной жизни.
Понятие идеалообразующий далеко неоднозначно и включает в себя такие компоненты, как:
- умственный,
- духовный,
- душевный,
- материально-практический.
Идеал представляет собой ценность и смысловую, и предметную.
Таким образом, уже в самом понятии культуры, в его древней этимологии заложен ценностный компонент ее содержания, который предполагает поклонение, почитание, созидание света, идеала, всего того, что совершенно и прекрасно.
Ценностные проявления культуры
Культура – это сложный и многогранный феномен, состоящий из таких компонентов как религия, мифология, мораль, философия, техника, наука, искусство и многих других. Все компоненты культуры, так или иначе, отражают ценностную природу культуры.
Так, ценность искусства заключается в его способности сделать первоначальные смыслы культуры, заложенные в идеальной составляющей, осязаемыми, воспринимаемыми через образ, который обладает ценностью прекрасного.
Смысл философского знания проявляется в осознании ценностного взаимодействия между субъектом и объектом на самом высоком уровне теоретико-рационального обобщения.
Наука как феномен культуры обладает ценностью воспроизводства и объективации знания. Она определяет уровень знания всему человечеству, развивая интеллект как отдельно взятого человека, так и человечества в целом. Техника как еще одно проявление культуры сегодня понимается как продукт человеческой цивилизации.
Таким образом, ценностная основа таких феноменов культуры как философия, наука, техника состоит в их рационалистической составляющей.
По мнению большинства исследователей, в современную эпоху особенно важной представляется задача органически соединить ценности рационального характера, представленные научно-техническим мышлением, с ценностями гуманитариев: искусством, религией, философией. Такой симбиоз позволит сформировать новый тип рациональности, что нивелирует угрозу культурного кризиса.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что культура помимо своей «природной», этимологической, изначальной ценности имеет ценностную основу и в своих проявлениях как самих по себе, так и в контексте культуры.