«Золотой век» человеческой культуры - это мифологема, в которой зафиксирован образ счастливого человечества, коему дарованы вечная юность, вечный мир и вечная праздность.
Что такое «золотой век» человеческой культуры
Под «золотым веком» понимают мифологему, в которой главным является образ счастливого человека, вечно молодого, живущего в вечном мире, в вечной праздности. Гесиод в своём труде «Работа и дни», говорит о том, что люди в этом мире были как боги, они не знали горя и печали, не занимались никаким трудом. Во времена Гесиода люди воспринимали миф как реальность, поэтому искренне считали, что такой «золотой век» культуры несомненно существовал, а возможно еще будет существовать.
«Золотой век» воспевался не только поэтами эпохи Античности, много хвалебных речей в адрес «золотого века» человечества было сказано и во время эпохи Средневековья и Просвещения.
В мифе о «золотом веке» человечества рассказывается о том, что некогда произошло так, что человеческая жизнь потеряла свое совершенство. Когда представления о «золотом веке» стали проецировать на будущее человечества, он приобрел образ утопии. Таким образом эта идея является весьма привлекательной для теоретиков социальной утопии, в ней они находят смысл схожий с их концепциями. Идеальный образ прошлого позволяет развивать социальное общество. Позже у людей постепенно начинает формироваться историческое мышление. В связи с этим мифологема о «золотом веке» человечества превращается в идеальную концепцию, которая становится магнитом для реформаторов и утопистов. Особенно вдохновили эти идей людей во времена Великой французской революции.
Миф о «золотом веке» человеческой культуры является уникальным явлением. Это фундаментальное понятие многих культур. К этой идее человек возвращается снова и снова вне зависимости от исторического периода и условий своего существования. Впервые мы встречаем упоминания о «золотом веке» у античных философов, однако корни этой идеи уходят в далекую древность. С каждой новой эпохой данная мифологема обрастает все новыми и новыми нюансами.
Периодизация древних эпох
Современные ученые считают, что «золотой век» подходящим образом вписывается в периодизацию древности, которую предложил Гесиод в своём труде «Работа и дни». Гесиод выделял пять периодов. Древнеримский поэт Овидий в своём труде «Метаморфозы» выделяет четыре древних периода. Периоды Гесиода совпадают с выделенными современными учеными археологическими эпохами:
- Протонеолит
- Неолит
- Медный
- Бронзовый
- Железный век
Гесиод и Овидий сошлись во мнениях что колыбелью человечества был «золотой век». Начался он при Кроносе-Сатурне, а завершился при Зевсе-царе. Античные мыслители описывали этот период как «вечную весну», когда люди пользовались щедрыми дарами природы, имели различные большие стада.
Следующий период после «золотого века» был назван «серебряным веком», он начался с правления Зевса – Юпитера, в этот период климат стал портиться, людям пришлось строить себе жилища из ветвей и других подручных материалов, вспахивать поля. На тот момент еще не были распространены жертвоприношения богам.
Третий период был назван медным, в это время стали появляться первые медные орудия труда и первое медное оружие, начали происходить первые кровопролитные войны, хотя вероятнее всего они еще не имели грабительского характера. Жилища были сделаны из глины медного цвета, крыши домов так же уже могли покрываться медью.
Четвертый период выделялся Гесиодом, но полностью отсутствовал у Овидия. Гесиод называл этот период родом героев. Этот период шёл непосредственно перед веком «железных» людей. Считается, что в этот период очень хорошо было развито мореплавание, но имело место быть большое количество войн и битв, которые в конечном счете привели к гибели этого поколения.
Последним поколением назвали период железного века. Для этого периода характерно падение моральных устоев, разрушение семейных ценностей, люди были поглощены жаждой наживы и многочисленными войнами.
О делении истории человечество на древние периоды было так же упомянуто и в древнеиндийском произведении "Махабхарате". Периоды здесь называются «югами». Так выделялись следующие периоды:
- первый период - золотой (Критаюга)
- второй период - серебряный (Третаюга)
- третий период - медный (Двапараюга)
- четвертый период - железный (Калиюга)
Так же, как и в античной периодизации индийская периодизация представляет постепенное ухудшение жизни людей. Морально-нравственные устои людей постепенно начинают падать, и они становятся одержимы лишь властью и наживой. В индийском представлении главное значение имеет драхма - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. В первом периоде драхма царствует над всеми людьми. Во время Третаюга драхма движет лишь тремя четвертями людей, другие люди обратили свой взор в сторону беззакония. Во время Двапараюги дхарма наполовину вытеснена беззаконием, а в Калиюге уже три четверти пренебрегают ею, т. е. с каждым периодом люди становятся все слабее физически, морально и духовно. Особенность индийский периодизации заключается в том, что она является цикличной и после Калиюги должна снова наступить Критаюга. В этом случае она представляет собой особо высокоразвитую цивилизацию. Подобные описания периодов, хотя и не четкие есть и в сказках древних германцев и славян, а это в свою очередь опять же указывает на архаические корни периодизации и описание «золотого века» человеческой культуры.
Таким образом, периодизации человеческой культуры, данные в произведениях Гесиода и Овидия, в Махабхарате, в мифах и сказках славян и германцев, а также представителей других культур имеет совпадение с современной археологической классификацией древних эпох:
первый ("золотой") период -протонеолит;
второй ("серебряный") период – неолит;
третий ("медный") период - медный век, так же как у Гесиода
Замечание 1У Овидия третий период соответствует или медному веку (в то время как период бронзового века опущен), или медному и бронзовому векам одновременно, т.е. эпохе палеометалла в целом, начавшейся именно с медного века;
четвертый ("героический") период (по Гесиоду) – бронзовый век; у Овидия он отсутствует;
пятый ("железный") период – ранний железный век.