Малиновский Бронислав Каспер (1884 - 1942), английский антрополог, культуролог
Ничего не предвещало антропологии
Бронислав Каспер, поляк по происхождению, родился в Кракове и там же не только отучился в Краковском университете на физико-математическом факультете, но и даже защитил диссертацию в 1908 году по этой же специальности. Впоследствии ученый всегда стремился к очень точным, логически выверенным формулировкам, которые были заложены его базовым образованием.
Толчком к отходу от точных наук стала книга Джеймса Фрезера «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Она представляет собой их сопоставление и отражала современный ему подход к обсуждению религии. С точки зрения науки религия – есть общий культурный феномен для всех народов. Всю остальную жизнь Б. Малиновский испытывал огромное почтение к Д. Фрезеру, который, по сути, полностью изменил его жизнь.
Становление ученого
Бронислав Каспер едет в аспирантуру Лондонской экономической школы, в которой преподается помимо экономических дисциплин, еще и социология и антропология, что дает возможность изучить труды английских классиков антропологии:
- Чарльза Сэлимана,
- Эдварда Вестермарка,
- Уильяма Риверса,
- Роберта Маретта
- и многих других.
Этих ученых Б. Малиновский считал своими учителями, которые сформировали как антрополога. Так, например, Джеймс Фрезер привил вкус к полевым исследованиям, которыми впоследствии так основательно занимался Бронислав Каспер, а от Э. Вестермарка он проникся теоретическими построениями.
На островах Тробриан, в Меланезии на Маилу Б. Малиновский проводит свои полевые исследования. Причем живет он прямо среди туземцев, используя метод включенного наблюдения, который считается ведущим в антропологии. Описание жизни и быта аборигенов этих островов описаны ученым в монографиях «Аргонавты западной части Тихого океана» и «Коралловые сады и их магия».
Собрав достаточный эмпирический материал, ученый почувствовал, что известные подходы к интерпретации фактов культуры – эволюционистский или диффузионный – не удовлетворяют тем задачам, которые поставил перед собой Б. Малиновский. Потребовался новый подход, который был бы близок и психологам, и социологам, и лингвистам, потому что культура в том или ином аспекту является предметом исследования гуманитарных наук. И ученый начинает использовать функциональный подход к анализу фактов культуры. Он не был первооткрывателем – в той или иной мере ими пользовались, по подсчетам самого Б. Малиновского, 27 его предшественников, но столь последовательно и полно – никто.
Ученые считают, что «Малиновскому принадлежат идеи, которые имеют статус эпохальных не только для антропологов», но и для фольклористов, лингвистов, социологов.
Теория ученого
Изложение в систематической форме своих взглядов на природу культуры и методов ее познания Б. Малиновский отразил в своем очерке «Научная теория культуры». Принцип универсального функционализма при проведении исследования культур – это основной принцип концепции ученого. Он исходил из того, что любой культурный артефакт, будь то верование или материальный объект, обязательно выполняет какую-то жизненную функцию, являясь частью некоего целого, и если его изъять, то «вся этнокультура, а значит и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели».
Существующие теории исследования культур, которые использовались до него, критиковались ученым, потому что он считал, что нельзя изучать какие-то отдельные черты культуры – это не дает полного представления о ней.