Ценности – это личностная либо социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Определение понятия «ценности». Дифференциация ценностей
Раздел философии, который занимается изучение ценностей носит название аксиология. Данное направление сформировалось сравнительно не давно, примерно в начале XX века. Главным понятием этой науки является понятие «ценностей». Под «ценностями» понимают личностную и социокультурную значимость некоторых предметов и явлений.
Немаловажным в аксиологии является понимание «система ценностей».
Система ценностей — это понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»).
Человек так же, как и все общество в целом не могут существовать без системы ценностей. Эта система нужна нам для того, чтобы определять правильность своих решений и своего поведения. Исследования системы ценностей начались в середине XX века, первыми за это взялись ученые Брэйтуэйт и Скотт. Далее в конце 1960-х и начале 1970-х большой вклад в изучение этого вопроса внес американский психолог Милтон Рокич. Он поделил все ценности на две основные категории:
- термальные ценности (конечные ценности или ценности-идеи);
- инструментальные ценности (ценности-средства).
Под «термальными ценностями» Рокич понимал идею о том, что достижение определённых целей является смыслом человеческой жизни.
Под «инструментальными ценностями» ученый понимал некий талант, который способствует достижению целей.
Рокичу удалось выделить по 18 ценностей в каждой группе. К терминальным ценностям он отнес:
- насыщенная жизнь
- житейская мудрость
- физическое и психическое здоровье
- работа, которая приносит удовольствие
- красота окружающего мира
- любовь
- удовлетворённость материальным положением
- дружба
- признание
- познание и образование
- развитие своих духовных и физических способностей
- развлечения
- свобода
- семья
- счастье за других
- творчество
- внутренняя гармония
К инструментальным ценностям Рокич отнес следующие пункты:
- чистоплотность
- воспитание
- высокие требования к уровню жизни
- любовь к жизни
- дисциплина
- самостоятельность
- борьба со своими недостатками
- хорошее образование
- ответственность
- рациональное мышление
- сдержанность
- умение отстаивать свою позицию
- воля
- терпение
- толерантность
- честность
- любовь к труду
- чуткость
Следует отметить, что многие ученые критически относились к такому разделению ценностей, так как считали его достаточно субъективным. Сам же Рокич говорил, что растравил эти ценности в таком порядке интуитивно.
Человек и ценности
Каждый человек может выбрать только те ценности, которые предоставлены ему культурой. По мнению известного австрийского философа и логика XX века Людвига Витгенштейна, культура представляет собой организацию, которая демонстрирует своим членам, место и род занятий, благодаря которым они способны совершать поступки во имя общего вклада в культуру, чем больше они работают, тем больший вклад в культуру они делают. Как утверждал философ, исчезновение культуры не подразумевает исчезновение человеческих ценностей, когда культура исчезает, исчезают в первую очередь те средства благодаря, которым определенные человеческие ценности выражались. Невозможно устранить потребность людей в выражении духовных состояний. Целиком и полностью ценности исчезнуть не могут, так или иначе они все равно переродятся, но уже в новой реальности.
Однако следует отметить, что человеческие предпочтения не намертво соединены с тем что принято в данной культуре. Часто можно встретить случаи, когда человек желает существовать по законам общечеловеческих идеалов, в то время как полностью отказывается от ценностей современности. Не мало в истории случаев, когда люди в силу веры в свои идеалы вели аскетический образ жизни, так, например, происходило у стоиков Древней Греции, у монахов средневековья и отшельников из Индии.
Напротив, сегодня аскетическое повеление является антипопулярным. И конечно же аскетизм не считают ценностью. Сейчас ситуация противоположная, материальное является одной из главных ценностей для людей. Такие тенденции тревожат современных просветителей. По мнению канадского социолога Д. Белла, сегодня люди настроены на потребление и удовлетворение всех своих желаний, появляются все новые и новые потребности, которые люди хотят удовлетворить, но ресурсы земли не в состоянии будут этого сделать. Однако людей это не останавливает, они хотят удовлетворять свои потребности все больше и больше.
Ценности представляют собой не просто случайный набор. Человек выбирает ценности и располагает их в определённом иерархическом порядке, ставя на вершину самые важные для него ценности. Получается следующая ситуация: одни ценности являются главенствующими в одной эпохе, однако умирают, когда приходит новая эпоха. Однако есть набор ценностей, которые продолжают свою жизнь, не смотря на культурное пространство вокруг них, они остаются на своих местах даже при смене культуры. Существуют ценности, которые носят название универсальные или общечеловеческие.
Для культурологии ключевой задачей является обоснование совершенных ценностей, однако в основном в современном мире представлены ценности относительные.
Культуру можно измерить человеческими ценностями. Ценности передают отношения к формам человеческого существования, ценности соединяют в разуме, чувствах и воле все духовное наследие человека. Ценностью можно измерить общественное сознание. Каждая ценность проходит через каждого человека и любо принимается им либо отвергается. Ценность — это то как человек относится к окружающему миру.