Арнольд Джозеф Тойнби – ($1889 – 1975$) выдающийся британский культуролог, философ истории, историк, социолог, создатель цивилизационной теории, критик европоцентризского мировоззрения, автор монументального труда «Постижение истории», теоретик глобализационных процессов, обладатель Ордена Кавалеров Почета.
Биография
Арнольд Тойнби являлся племянником Арнольда Тойнби-старшего, который был известен как исследователь экономической истории, приверженец социальных реформ, направленных на улучшение жизни рабочего класса.
Арнольд Тойнби окончил колледж в Винчестере и оксфордский Бейлиол-колледж, в $1912$ году стал преподавать историю Средних веков и историю Византии. Во время службы в Британском Форин-офисе Тойнби изучал ближневосточные конфликты, во время Первой мировой войны накапливал материал, касающийся германской агрессии в Бельгии.
Занимался преподавательской карьерой в Лондонском университете с $1919$ по $1924$ год, вел лекции в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений.
Степень его характера и масштаба исторического мышления определили Парижские мирные конференции $1919$ и $1946$ года, которые вовлекли его в мировую политику высшего уровня. Анри Бергсон и его этическая религиозная концепция так же оказала значительное влияние на формирование мировоззрения Тойнби.
Основополагающие труды
Арнольд Тойнби является автором значительного количества исследований по проблемам в области истории, философии, социологии, политологии. Свою первую работу он посвятил изучению истории древней Спарты.
Философско-исторический труд, который возвел его в ранг культового автора – «Постижение истории» $1934 – 1961$ гг.
- «Изменения и привычки»
- «Цивилизация перед судом истории»
- «Немецкий террор в Бельгии»
- «Демократия атомного века»
Теория локальных цивилизаций
Тойнби в своем творчестве и профессиональной деятельности обозначал следующие этапы:
- Период Первой мировой войны
- $1950$-е годы
- Завершающийся этап
Всемирная история, по Тойнби, представлялась в качестве системы условно выбранных цивилизаций, который проходят схожие фазы развития, начиная с рождения, заканчивая гибелью, эти фазы составляли ветви «единого дерева истории».
Цивилизация – локализованное сообщество, которое характеризуется с помощью $2$х ключевых моментов: религии и формы ее организации, а так же с помощью территориального признака, степени удаленности от места, где изначально зародилось общество.
$21$ цивилизация по Тойнби:
Помимо этих цивилизаций Тойнби выделял еще неродившиеся цивилизации:
- Дальнезападная христианская
- Дальневосточная христианская
- Скандинавская
Критерии, по которым оценивается цивилизация:
Устойчивость в пространстве и времени Ситуация вызова-ответа
Стадии развития цивилизации:
- Зарождение
- Развитие
- Надлом
- Разложение
В развитии цивилизации играет значимую роль творческое меньшинство, которое способно сформулировать и дать ответы на вызовы истории, окружающей среды, другой культуры.
Таким образом, Тойнби выделял такие вызовы:
- Вызов сурового климата
- Вызов новых земель
- Вызов агрессии соседних обществ
- Вызов постоянного внешнего давления
- Вызов ущемления
Когда цивилизация утрачивает во время вызова необходимые и важные элементы, заряды, то творческое меньшинство берёт на себя функцию разработки смыслосоставляющего ядра. Когда творческое меньшинство даёт ответ на вызов, оно подкрепляется авторитетом, что позволяет интенсивно развиваться цивилизации. На этапе надлома творческая элита утрачивает свой творческий потенциал, не находя ответы на вызовы, и со временем превращается в элиту, управляя обществом с помощью силы оружия.