Мальро Андре (1901 – 1976), французский писатель, культуролог
Убеждения А. Мальро
Он родился в Париже, учился в лицее, а антропологией, историей и археологией увлекся в Национальной школе восточных языков. Но стал известен отнюдь не как ученый, а тогда, когда выступал на стороне коммунистов во время гражданской войны в Китае, причем он не принимал идей коммунизма и не разделял философии марксизма. Здесь он сближается с китайскими революционерами и начинает задумываться о кризисе западной цивилизации в XX веке. Он живо интересовался греко-бактрийским искусством, будучи в Афганистане. Он был активным участником движения в защиту культуры от фашизма в 30-х годах.
Дальше была Вторая мировая война. Мальро был в фашистском плену, бежал и сражался в рядах участников Французского Сопротивления. После войны он оставляет творческую деятельность и начинает заниматься общественной жизнью, являясь соратником генерала де Голля – он был в его правительстве министром культуры.
Мировоззрение писателя-ученого было сформировано во время войны. После нее Андре Мальро все свое внимание отдает исследованию искусства – тогда появляются его фундаментальные труды по философии искусства:
- «Психология искусства»,
- «Сатурн»,
- «Голоса безмолвия» (1951),
- «Воображаемый музей мировой скульптуры»,
- «Метаморфозы богов».
На его понимании философии искусства большое влияние оказало то, что ученый профессионально занимался археологией, участвуя в различных экспедициях. Он признавал исключительную роль искусства в культуре. Писательский опыт, научное познание переплелись в его работах, в которых сочетается скрупулезный анализ, философские раздумья с интуитивными прозрениями и ассоциациями.
Мальро был прекрасным знатоком не только искусства Востока, но и других неевропейских цивилизаций и считал, что надо объективно оценивать их роль в развитии мирового искусства. Ученый был противником европоцентризма, считал необходимым диалог культур Востока и Запада. Многие называли его эстетиком, но сам себя Мальро считал философом искусства.
Философия искусства А. Мальро
Центральным понятием философии искусства ученого становится многослойное понятие «стиль». Его он понимает как «связующее звено между творческой личностью, важнейшими духовными устремлениями эпохи и трансцендентальной вечностью». Это суть художественной деятельности в целом и каждого художественного произведения. Часто стиль он возводил в Абсолют, считая, что только наличие собственного стиля позволяет говорить о ценности произведения. Стиль и реализм, по Мальро, категории несовместимые.
Художественное творчество, по мысли ученого, реализуется в двух формах – аутентичной, которая отражает глубинные творческие порывы художника, и продуктивной, вытекающей из жизни и остающейся в безусловной зависимости от нее.
В результате анализа развития мирового искусства Андре Мальро приходит к заключению о том, что можно выделить две разные исторически сформировавшиеся формы художественного выражения – символическую (искусство Египта, Греции, Ассирии, Китая, Японии и других стран, ориентированное на символы) и иррациональную (христианское искусство, опирающееся на идею божественного начала в человеке).
Исследуя современное искусство с позиции роли в обществе, Мальро отмечает его возросшее значение и выражает надежду, что оно поможет возродиться духовности, нравственным ценностям, сплотит людей.
Ученый живо интересуется работами философов и культурологов таких, как:
- Б. Паскаль,
- Ф. Ницше,
- О. Шпенглер.
А в своих работах он предвосхитил вопросы, на которые позже пытались ответить экзистенциалисты Ж.П. Сартр и А. Камю.