Исследование следов транспортных средств в системе трасологии
Сложно представить преступление, совершенное без каких-либо следов, поскольку каждый материальный объект имеет свойство при взаимодействии с другим объектом оставлять следы. В связи с этим, следы являются отражением взаимодействия различных объектов материального мира, а потому, и доказательством по делу.
Раздел, который занимается систематизацией теоретических знаний и практических навыков, а также методов сбора и анализа следов преступлений, именуется трасологией и включает в себя множество подразделов.
По следообразующему объекту в трасологии выделяются подразделы, в которых изучаются следы:
- человека (оставленные его конечностями; органами; тканями; зубными поверхностями; биологической жидкостью);
- орудий, инструментов и оружия (оставленные при взаимодействии пули с поверхностью соприкосновения; при соприкосновении ударного механизма оружия и бойка пули и т. д.);
- животных;
- транспортных средств (оставленные протектором колес; техническими жидкостями; краской с поверхности транспортного средства; отработанными газами).
Использование транспортных средств в преступной деятельности не является редкостью, при этом такие средства могут выступать как предметом преступного посягательства, так и инструментом совершения преступления, а также средством, способствующим облегчение преступного посягательства.
К транспортным средствам в криминологии относят автомобили, водные, морские и воздушные судна, мотоциклы, велосипеды, а также гужевые транспортные средства. То есть, транспортные средства рассматриваются в широком понимании, начиная от таких, в которых используется двигатель внутреннего сгорания, и заканчивая транспортными средствами, которые двигаются за счет физической силы.
Следы транспортных средств в свою очередь представляют собой отражения на материальных объектах последствий контакта транспортного средства с поверхностью (землей; телом человека или животного; с другим транспортным средством; с деревом; с асфальтовым покрытием и т. д.), которые непосредственно и изучаются в рамках криминалистической экспертизы.
Зачастую исследование следов транспортных средств по уголовному делу осложняется тем, что имеется след, однако отсутствует транспортное средство, что позволило бы идентифицировать источник следообразования и непосредственно такой след для дальнейшего расследования преступления.
Однако, в таких случаях представляется возможным использование специальных криминалистических баз данных, авто-картотек и иной справочно-криминалистической информации, позволяющей идентифицировать след или хотя бы выдвинуть версию о случившемся в рамках уголовного дела.
Исследование следов транспортных средств — это криминалистическая экспертиза, направленная на изучение следов, оставленных транспортными средствами, в рамках расследования уголовного дела.
Виды следов транспортных средств, исследуемых в ходе трасологической экспертизы
В первую очередь, транспортные средства оставляют следы протекторами колес, а в случае, если техника является гусеничной, то такими гусеницами. Происходит следообразование на грунте или иной поверхности, по которой двигалось транспортное средство. В частности, по оставленным следам можно выявить обстановку, которая существовала на момент совершения преступления.
Так, след от колеса машины, «утопленный» в лесном грунте больше, чем на ¼ высоты покрышки, может свидетельствовать о том, что в момент движения по этой дороге машина была сильно загружена (или же машина сама по себе была очень большой массы), и при этом шел дождь, что и обусловило размывание грунта и просадку колесной базы транспортного средства.
Длинный тормозной путь, оставленные на асфальтовом или бетонном покрытии может свидетельствовать о высокой скорости движения автомобиля, что обусловило длительное торможение, а наличие осколков стекла, пластмассы и кусочки металла могут свидетельствовать о возможной аварии.
Ширина колей между следами колес, позволяет составить представление о колесной базе транспортного средства, что уже может отразить характеристики самого автомобиля.
Трасология транспортных средств позволяет определить и направление движения автомобиля исходя из четкости следов (к примеру, после проезда лужи, четкость следа от колеса уменьшается в направлении движения), рисунка протектора, направления капель жидкости, выброшенных из-под колес, а также направления стеблей травы и веток, которые примялись от движения транспортного средства.
Также, после наезда транспортного средства на небольшой предмет он сдвигается в направлении движения, получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.
Технические жидкости (бензин; моторное масло; омывающая жидкость), оставленные на месте преступления или по пути к месту его совершения могут свидетельствовать о наличии характерной неисправности в транспортном средстве, о имеющихся протечках и поломках, что также сказывается благоприятно на ходе расследования преступления.
В связи с этим можно прийти к выводу, что криминалистическое исследование следов транспортных средств позволяет ответить на вопросы:
- о принадлежности оставленных следов конкретной модели транспортного средства либо средству определенной категории;
- о принадлежности оставленных следов конкретному транспортному средству (или частям от него), используемому в преступных целях;
- об обстоятельствах совершения преступления и сокрытия лица с места преступного посягательства.
Можно также сделать вывод, что групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам. Индивидуальная же идентификация осуществляется экспертом после тщательного изучения особенностей следов.