Сущность управления государственным кредитом
Итак, рассмотрим определение, которое исходит из сущности рассматриваемой темы.
Управление государственным кредитом —направление финансовой и управленческой деятельности различных государственных органов на разных уровнях (государственный, региональный, муниципальный), которое основано на обеспечении функционирования в аспекте кредитозаемщика, займодателя, а также предоставления государственной гарантии, то есть выступлении в качестве гаранта.
Итак, сущность проявляется в комплексе действий, в начале которых положены следующие направления:
- обслуживание государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
- выплата, погашение государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
- выпуск различных долговых ценных бумаг (векселя, облигации);
- использование займов у кредитных учреждений государственными (региональными, муниципальными) учреждениями;
- оказание поддержки вторичному рынку ценных долговых бумаг и обязательств;
- контроль, а также регулирование на совокупном кредитном рынке в аспекте выдачи и возврата кредитных средств.
Главные положения
Важно, что контролировать, осуществлять регулирование деятельности в администрировании государственным кредитом на макроэкономическом уровне вправе следующие структуры:
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов РФ.
Данные структуры рассчитывают суммарное количество бюджетного дефицита, характеристики долговых обязательств, составляют концепции кредитной политики Российской Федерации.
На других уровнях власти рассматриваемая деятельность по администрированию кредитом осуществляют Администрации в пределах своих полномочиях, согласно Уставу и нормативным документам.
Обычно в сфере администрирования государственного кредита принято решать следующие задачи:
- аналитические работы по минимизации стоимости долговых средств;
- рациональное и обоснованное расходование привлеченных кредитных денежных средств;
- принятие антикоррупционных мер;
- внедрение строгой системы контроля, мониторинга и учета государственных кредитных средств;
- стимулирование и увеличение инвестиционных займов;
- мониторинг объемов займов;
- установление главных направлений и целей кредитной политики;
- принятие всех необходимых мер и правомерных экономических, маркетинговых методов для обеспечения возврата заемных средств в установленные сроки.
Схема объектов, субъектов и предметов управления государственным долгом представлена на рисунке 1 ниже.
Сейчас на многим уровнях власти складывается ситуация, когда существует дефицит денежных средств, поэтому в таких условиях органы власти обязаны применять различные методы для того, чтобы регулировать долговые обязательства.
Рассмотрим основные способы и методики:
- реструктуризация долга.
- отсрочка погашения займа;
- рефинансирование;
- конверсия;
- консолидация;
- унификация займа;
- обмен облигаций;
- долги замещаются собственностью, экспортом.
Цели управления
Такое управление необходимо для реализации нижеперечисленных целей:
- финансовое обеспечениесоциально-экономических, политических целей, которые осуществляются путем реализации программно - целевого метода;
- финансовое снабжение экономического роста, стабильности, конкурентоспособности;
- снабжение деятельности политической структуры ;
- обеспечение национальной безопасности страны;
- финансирование дефицита денежных средств.
Очень важно грамотное, эффективное управление, а также отслеживание уровня кредитных обязательств и прогнозирование возможностей возврата заемных средств.Так, контроль за дефицитом бюджета и администрирование государственным кредитом обеспечивает суверенность стране, региону или муниципальному образованию.