Характерные черты кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность – это такой вид обязательств, характеризующий сумму долгов, которые необходимо выплатить в пользу других лиц.
Наиболее распространенным видом кредиторской задолженности является задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы.
Прекращение кредиторской задолженности может выражаться в исполнении обязательств или же списании как невостребованной.
Кредиторская задолженность включает следующие виды задолженностей предприятия:
- Поставщикам и подрядчикам;
- Персоналу компании;
- Государственным внебюджетным фондам;
- По полученным кредитам и займам;
- Перед другими кредиторами.
Поскольку количество субъектов взаимоотношений по кредиторской задолженности достаточно велико, это создает определенные трудности в эффективном управлении ею.
Чтобы проанализировать кредиторскую задолженность организации, необходимо исследовать ее финансовую отчетность. В анализе состояния кредиторских задолженностей применяются коэффициенты оборачиваемости задолженности, которые относятся к показателям деловой активности.
Плюсы и минусы кредиторской задолженности
В кредиторской задолженности также можно выделить:
Товарный кредит, который предоставляется предприятиям в виде отсрочки платежа за поставляемую продукцию.
К плюсам такого вида кредиторской задолженности относятся:
- Наиболее маневренная форма финансирования;
- Свободное распоряжение предоставленными материалами в кредит;
- Возможность увеличения поставщикам объемов реализации продукции и формирования дополнительной прибыли;
- Низкая стоимость по сравнению с привлекаемым финансовым кредитом;
- При привлечении товарного кредита снижается потребность в финансовых ресурсах и сокращается финансовый цикл компании;
- Обладает более простым механизмом оформления по сравнению с другими кредитами.
Минусами являются:
- Значительные кредитные риски, поскольку такой кредит ничем не обеспечивается;
- Ограничения по времени.
Внутренняя кредиторская задолженность, включающая такие задолженности:
- По заработной плате;
- По отчислениям во внебюджетный фонд;
- По перечислениям налогов;
- По перечислениям взносов на страхование;
- По расчетам с филиалами;
- Другие виды внутренней кредиторской задолженности.
Привлечение товарного кредита – это составная часть единой политики привлечения компанией заемных средств, которая заключается в обеспечении максимально полного удовлетворения потребностей в финансировании накопления производственных запасов и в уменьшении общей стоимости заемного капитала.
Рассмотрим основные этапы привлечения кредита:
- Разработка принципов привлечения кредита товарного типа. Кредит обладает целевым характером, а потребность в нем зависит от планируемых объемов запасов материалов и сырья. Товарный кредит привлекается на основании сложившейся практики хозяйствования, структуры закупок сырья и их периодичности и т.д.;
- Определение периода пользования товарным кредитом, который можно рассчитать по формуле: Средняя продолжительность задолженности = СКЗ / Оо, где СКЗ – это сумма остатка по кредиту, а Оо – однодневный объем реализованных товаров по себестоимости;
- Разработка методов оптимизации условий привлечения кредита, выработка мероприятий по расширению области кредитных отношений с партнерами и т.д.;
- Минимизация стоимости получения товарного кредита. Управление стоимостью кредита основано на соотношении показателей ценовой скидки и периода его предоставления. Стоимость получения товарного кредита не должна быть выше уровня ставки процента за банковский краткосрочный кредит;
- Обеспечение рационального использования предоставленного товарного кредите. Критерий – это разница среднего периода пользования коммерческим кредитом и среднего периода обращения товарных и материальных ценностей. Чем выше данная разница, тем эффективнее используется кредитный продукт;
- Обеспечение своевременных расчетов по товарным кредитам. Такие расчеты контролируются посредством включения их в платежный календарь и мониторинга финансовой деятельности предприятия.
Управление кредиторскими задолженностями
Для эффективного управления долговыми обязательствами необходимо, прежде всего, определить их оптимальную структуру для данного предприятия и конкретной ситуации:
- Разработать бюджет задолженности;
- Определить показатели, которые будут характеризовать количественное и качественное состояние отношений между кредиторами.
Следующим шагом в оптимизации кредиторской задолженности является анализ соответствия плановых и фактических показателей, их отклонений.
Завершающим шагом является разработка и осуществление комплекса практических мероприятий, позволяющих привести структуру долгов к плановым параметрам.
В управлении кредиторской задолженностью могут использоваться различные подходы.
Стратегический подход заключается в выработке четкой стратегической линии по отношению к характеру привлечения и использования заемных средств.
Тактический подход предполагает выбор наиболее оптимальных вариантов привлечения кредитных средств:
- Средств инвесторов;
- Банковского или же финансового кредита;
- Товарного кредита;
- Использование собственного потенциала.
Для определения степени зависимости предприятия от кредиторской задолженности, рассчитываются следующие показатели:
- Коэффициент зависимости компании от заемных средств. Данный коэффициент показывает долю кредитных ресурсов в общей величине активов;
- Коэффициент самофинансирования равен отношению собственного капитала и привлеченного. При помощи данного показателя отслеживается процент собственного капитала и возможности управления компанией.