Необходимость государственного кредита
Государственный кредит является формой привлечения государством финансовых ресурсов с целью исполнения своих обязательств.
Государственный кредит является частью системы финансов государства. Поскольку страна почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а объемы налогов и иных доходов в государственной бюджетной системе ограничены, то система безвозмездной передачи ресурсов дополняется государством привлечением средств на основе возврата, т.е. в виде государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего.
Современное государством может одновременно быть и кредитором, и должником.
Государство, как мощный экономический агент, располагающий огромными средствами берет взаймы, а также предоставляет займы другим странам и иностранным заемщикам (физическим и юридическим лицам). В реальной жизни чаще всего государство является заемщиком. Помимо этого, государство может быть гарантом возврата займов субъектами экономики, в работе которых оно заинтересовано.
Кредит государства представляет собой мощное средство регулирования экономического развития страны, играет большую роль в регулировании денежного обращения, определении валютного курса и процентных ставок. Государственный долг и кредит являются следствием дефицита бюджета. Если не хватает собственных доходов, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета, у правительства страны имеется два источника его пополнения:
- Дополнительный выпуск денег в обращение, порождающий инфляцию;
- Привлечение заемных ресурсов от предприятий, организаций, отдельных граждан данной страны, а также иностранных государств.
Государственный кредит необходим при несбалансированности расходов и доходов бюджета, что покрывается привлечением кредитных ресурсов.
На рисунке 1 представлены ключевые финансовые методы погашения бюджетного дефицита.
Рисунок 1. Пути погашения бюджетного дефицита. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Если существует небольшой бюджетный дефицит, то это является внутренним стимулом роста экономики. При этом дефицит бюджета полезен только лишь в малых объемах, а в других случаях его необходимо регулировать.
Внутреннеэкономический государственный кредит
Форма кредита – это внешнее проявление сущности тех экономических отношений, которые определяет кредит. В нашей стране широко используется денежная и товарная формы кредита. Применение товарной формы (сахарные и хлебные займы) наблюдалось в переходном периоде от капитализма к социализму. А применение денежной формы стало возможным после стабилизации покупательской способности отечественной валюты на основе обеспечения золотом и устранения дефицита бюджета.
Также различают внутреннеэкономический и международный кредит.
Внутренний кредит государства в кредитных отношениях может выступать в таких формах:
- Государственный займы;
- Казначейские ссуды;
- Заимствование финансовых ресурсов общегосударственного кредитного фонда;
- Перелив некоторой доли вкладов населения в займы;
- Гарантированные займы.
Для государственный займов характерно наличие временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, которые привлекаются для финансирования потребностей общества посредством выпуска государством ценных бумаг: казначейских обязательств, облигаций и т.д. Облигация – это ценная бумага, которая символизирует долговое обязательство государства и дает право ее владельцам по истечении срока получить обратно всю сумму займа и проценты по нему.
Другой вид государственных займов – это казначейские ссуды, их отличием от облигаций являются цели выпуска, форма выплаты дохода и свобода обращения. Если средства от реализации облигаций направляются для пополнения бюджета, внебюджетных фондов и другие цели, то от продажи казначейских обязательств направляются только лишь на пополнение государственного бюджета.
Внтуригосударственные займы можно классифицировать по нескольким признакам:
- По субъекту выпуска подразделяются на: выпускаемые центральным правительством, правительством республик, органами власти на местах;
- По держателям ценных бумаг: реализуемые только населению, только юридическим лицам, универсальные, которые предназначены для размещения и среди физических лиц, и среди юридических;
- По форме выплаты доходов: процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные займы;
- По сроку погашения все займы можно разделить на: краткосрочные (до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (погашение более 5 лет);
- По методам размещения: добровольные, принудительные и размещенные по подписке.
Государственный кредит международного уровня
Международный кредит выступает фактором, который обслуживает внешнеторговые связи отдельных стран. В современных условиях источниками кредитных ресурсов являются национальные рынки капиталов, а также международный рынок, который не имеет какой-либо национальной принадлежности.
Государственные кредиты международного уровня в случае, если предназначены для целей производства, позволяют увеличить масштабы производства ВВП в государстве-заемщике, а, значит, создают при этом эквивалент выплачиваемой суммы средств по возмещению ссуды и уплаты процентов. Если международный кредит предназначен для иных, не производственных целей, то возврат основного долга и процентов по нему осуществляется не с помощью созданного и их использованием эквивалента, что в итоге отражается на сокращении ВВП страны.
Традиционная форма международного кредита – это внешнеторговый кредит, который выступает важным фактором повышения конкурентоспособности продукции, поставляемой на внешние рынки. На сегодняшний день многие машины и оборудование для производства товаров продаются в кредит, а условия данных кредитов (сроки, ставка процента, сумма комиссии, условия погашения и методы страхования) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность продукции.