Сущность забастовок и их негативные последствия
Забастовка – это один из способов разрешения трудовых конфликтов, суть которого заключается в организованном отказе сотрудников от работы с целью заставить работодателей выполнить определенные требования.
Количество забастовок в мире увеличивается с каждым годом. Так, ежегодно случается около 2,5 тысяч протестов работников, которые защищают свои права подобным образом. В России ежегодно происходит около 400 протестов работников. Причины забастовок зависят от наличия на предприятии профсоюза и его работы. Если на предприятии отсутствует профсоюз, то можно ожидать чего угодно: забастовок, митингов, голодовок. Сотрудники могут также самостоятельно создать объединение, которое изначально будет «заряжено» на конфликты. Например, профсоюзы организовывают собрания, пикеты, однако, как правило, стараются избегать забастовок, так как процедура приготовления к ним весьма сложна, а также есть ответственность за незаконную забастовку.
Если возникает угроза увольнения или сокращения, то работникам бессмысленно устраивать забастовки и стоп-акции, так как их и так лишают работы. В этом случае они предпочитают митинговать на главных площадях, у зданий администрации. Как правило, подобные сборы многочисленны, так как находятся сочувствующие тем, кто теряет работу. К ним присоединяются солидарные работники других предприятий и граждане. Если руководство не идет на диалог, бастующие способны принять радикальные меры, например, организовать голодовку. Не случайно конфликтологи советуют работодателям перед сокращением своих работников подумать об их трудоустройстве в другие структуры, иначе негативных последствий не избежать.
Конфликты возникают по причине того, что даже одиночные забастовки способны привести к негативным последствиям. Так, в 2013 году сотрудник одного из московских предприятий поджег себя в знак протеста вследствие того, что работодатель уволил его и не выплатил зарплату за полгода. Тогда работник решился на крайние меры. В 2016 году сотрудник читинского завода вскрыл себе вены прямо на проходной, данный момент видели десятки коллег. Человек хотел привлечь внимание начальника и получить хотя бы часть долга. Прибывшие на место врачи не смогли оказать первую помощь, так как ждал, когда работодатель выплатит ему заработную плату в полном объеме. Причиной трагедии стала сумма в 15 тыс. рублей.
Причины забастовок
Основные причины забастовок можно разделить на следующие категории:
- Законные основания. В случаях, перечисленных законодательством, работники имеют полное право на забастовки, если при этом не допускается существенное нарушение прав и свобод человека и гражданина. организаций, не подрывается безопасность государства, не прерывается работа средств связи.
- Незаконные основания. В некоторых случаях проведение забастовок запрещено, например, когда она не была объявлена заранее, не были соблюдены требования к проведению данного мероприятия. Забастовка незаконна, когда противоречит нормам Конституции РФ, способна нанести урон гражданам, в том числе их жизни и здоровью. Не допускается, например, организация забастовки на атомной электростанции, в медицинских учреждениях, оказывающих помощь населению.
Основные причины недовольства сотрудников:
чрезмерный объем работ, выполняемых на производстве; нестабильный рабочий день, нарушение порядка его оплаты; выполнение сверхурочных работ, которые не оплачиваются работодателем; введение санкций негативного характера со стороны работодателя; ответ на жесткие экономические меры, принимаемые организацией для выхода из кризиса; поддержка других бастующих, в том числе в соседнем цехе, другой организации, другом городе или регионе.
Этапы развития забастовки
Развитие забастовки происходит по следующему алгоритму:
- Нулевая фаза (созревание). На данной стадии бастующие определяют круг проблем, которые требуют окончательного решения, а также обсуждают момент начала забастовки.
- Организация и поддержка. Из мирного настроения работники переходят в более воинственное, которые сменяет позитивные установки на негативные, при этом поддерживается групповая сплоченность.
- Контроль. Организаторы забастовки контролируют ее нормальный ход, а также пресекают попытки администрации сорвать забастовку. Если имеют место провокации со стороны администрации, то они предупреждаются лицами, осуществляющими контроль.
- Взаимодействие. Основное взаимодействие осуществляется со средствами массовой информации, в которых стремятся максимально ярко осветить ход забастовки с целью формирования благоприятного мнения о бастующих. При этом осуществляется взаимодействие с рабочими комитетами, профсоюзами, иными организациями.
- Выход (разрешение конфликта).
Выход из забастовки
Выход из забастовки представляет собой особую стадию конфликта, при которой меняется поведение участников, и они больше не конфликтуют друг с другом. Разрешение конфликта возможно двумя основными способами, внутри которых также возможны различные вариации:
- Создание угрозы для лиц, участвующих в конфликте. Угроза может исходить от любой стороны, в том числе и третьей, не принимающей участия в конфликте. Например, это может быть государство. Стороны в дальнейшем могут вести переговоры с целью поиска выхода из конфликта, разрешения его в более конструктивную сторону.
- Общение. Стороны взаимодействуют друг с другом, информируют, что играет позитивную роль в развитии взаимоотношений. Это наиболее цивилизованный способ разрешения конфликта. Как правило, данная стадия может заканчиваться принятием наиболее оптимального решения, в том числе компромиссного варианта.
В российских условиях выход из забастовки несколько затруднен в связи с тем, что имеется низкий уровень политической культуры, отсутствуют демократические традиции по разрешению трудовых споров. Проблематика забастовок также не в полной мере изучена в конфликтологии.
Рисунок 1. Частота забастовок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ